Берёзовский районный исполнительный комитет

Берёзовский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Прокуратура // О разъяснении жилищного законодательства

О разъяснении жилищного законодательства

Одним из принципов, на которых основывается жилищное законодательство Республики Беларусь, является оказание государством содействия гражданам в приобретении жилых помещений. Для этого организован учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Гражданин совместно с членами его семьи вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы (службы) каждого ее члена.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства осуществляется местными исполнительными органами путем ведения общего списка.

Для возможности изучения гражданами данных общего списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, он размещается  в доступных для ознакомления местах (на бумажном носителе на стенде в исполкоме, в электронном виде в глобальной сети интернет).

Порядок учета граждан определен Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» и ст. ст. 34-48 Жилищного кодекса Республики Беларусь.

При наличии определенных условий и в установленном законодательством порядке очередность граждан на улучшение жилищных условий может быть изменена. Так, по письменному заявлению гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, его очередь может быть переоформлена на совершеннолетнего члена его семьи.

Кроме того, по письменному заявлению отдельно состоящих на учете граждан, если они являются членами одной семьи, может быть произведено объединение очереди по более ранней дате принятия на учет одного из них, а также разделение очереди членов (бывших членов) семьи.

По правовым последствиям переоформление очереди влечет утрату права лица, с которого очередь переоформлена, далее состоять на учете нуждающихся, в отличие от разделения очереди, когда такое право сохраняется у обеих сторон. Если раздел очереди возможен между членами семьи и между бывшими членами семьи, то переоформление очереди допускается только на члена семьи состоящего на учете лица.

Принятие местным исполнительным органом решений о принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также об изменении очередности осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об административных процедурах.

Решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о снятии с учета и изменении очередности могут быть обжалованы гражданами в судебном порядке.

Следует отметить, что Указом Президента Республики Беларусь от 04.12.2014 № 566 «О вопросах осуществления административных процедур», вступившим в законную силу с 11.01.2015, перечень  административных процедур, осуществляемых по заявлениям граждан в сфере жилищных отношений, дополнен тремя новыми процедурами: о внесении изменений в состав семьи, с которым гражданин состоит на учете (в случае увеличения и в случае уменьшения состава семьи), а также о включении граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в отдельные списки учета.

Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которое конституционно гарантированы каждому гражданину Республики Беларусь. Для обеспечения предоставленного гражданам права государство приняло на себя обязанности развивать государственный и частный жилищный фонд, содействовать гражданам в приобретении жилых помещений, предоставлять жилище лицам, нуждающимся в социальной защите, на более льготных условиях.

В связи с этим государство устанавливает и определенную правовую регламентацию порядка пользования и распоряжения жилыми помещениями, приобретенными гражданами в собственность с использованием средств государственной поддержки.

Так, согласно п.п. 1.20 Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений»  предоставление жилых помещений (их частей) по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, до полного его погашения не допускается, а в исключительных случаях (переезд в другую местность, расторжение брака, смерть собственника жилья или члена его семьи, материальное положение и иных) осуществляется с разрешения соответствующего районного, городского исполнительного и распорядительного органа, местной администрации без согласия залогодержателей.

Ответственность граждан за нарушение указанных требований в виде наложения штрафа была введена с 01.06.2013 Указом Президента Республики Беларусь от 20.05.2013 № 246.

Законом Республики Беларусь от 10.01.2015 № 243-З, вступившим в законную силу с 23.02.2015, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях дополнен статьей 23.86 следующего содержания:

«Статья 23.86. Нарушение порядка предоставления жилых помещений, построенных (реконструированных) или приобретенных с привлечением льготного кредита, по договору найма или аренды

1. Предоставление гражданином жилого помещения (его части), построенного (реконструированного) или приобретенного с привлечением льготного кредита, по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда или по договору аренды жилого помещения до полного погашения льготного кредита без разрешения соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, когда в соответствии с законодательными актами требуется такое разрешение, –

влечет наложение штрафа в размере от четырех до тридцати базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, –

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин.».

Предусмотренные данной статьей размеры штрафов для физических лиц, сдающих с нарушением установленного порядка по договорам найма жилье, построенное с привлечением льготных кредитов, по сравнению с ранее  установленными, изменений  не  претерпели.

Право составлять протоколы о данных правонарушениях предоставлено должностным лицам сельских, поселковых, районных, городских исполнительных комитетов, органов внутренних дел, а право рассматривать дела в зависимости от того, должностными лицами какого из перечисленных органов составлен протокол, – сельским, поселковым исполнительным комитетам, административной комиссии районного (городского) исполнительного комитета,  органам внутренних дел.

Полезные ссылки