О некоторых изменениях в Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»
Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее – Закон № 306-З) были внесены изменения, касающиеся порядка подачи и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц. Следует отметить, что они вступят в законную силу с 23 января 2016 года.
Для начала, необходимо обратить внимание на то, что Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З "Об обращениях граждан и юридических лиц" (далее – Закон № 300-З) не будет распространяться на обращения работников к нанимателю (п. 2 ст. 1 Закона № 306-З), поскольку большинство из них урегулированы трудовым законодательством.
Изменения затронут порядок приема и регистрации обращений. В частности, до направления ответа (уведомления) на первоначальное обращение общий ответ (уведомление) может направляться:
- на идентичные обращения;
- обращения, содержащие уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения (п. 10 ст. 1 Закона № 306-З). При этом в указанных случаях такие обращения учитываются в качестве одного (п. 10 ст. 1 Закона № 306-З).
Вместе с этим измениться и порядок исчисления сроков рассмотрения обращений. Так, течение сроков, определяемых месяцами или днями, будет начинаться со дня, следующего за днем:
- регистрации обращений в организации;
- внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (п. 13 ст. 1 Закона № 306-З). Следует отметить, что сейчас течение таких сроков начинается со дня регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений (ч. 1 п. 1 ст. 17 Закона № 300-З).
Уточняются сроки направления в соответствующие органы или организации, сроки возвращения и оставления без рассмотрения по существу отдельных обращений, а также сроки уведомления об этом заявителей. Устанавливается, что такие сроки исчисляются в рабочих днях, а не в календарных. Организациям будет необходимо в течение пяти рабочих дней:
- направлять в соответствующие организации, оставлять без рассмотрения по существу письменные обращения, направленные не в соответствии с их компетенцией, уведомлять об этом заявителей;
- возвращать заявителю письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления;
- направлять обращения, содержащие информацию о преступлении либо ином правонарушении, в соответствующие органы (п. 8 ст. 1 Закона № 306-З).
Особое внимание необходимо обратить на то, что дополнен перечень случаев, в которых может быть отказано в личном приеме. К таковым отнесены также случаи обращения в неустановленные дни и часы, по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций (п. 3 ст. 1 Закона № 306-З). Одной из обязанностей заявителя является подача обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией (п. 5 ст. 1 Закона № 306-З).