Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Социальная сфера // Социальная защита, труд и занятость
17/12/2020 11:12

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.

Согласно части первой статьи 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора.

Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.

Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой).

Доплата до минимальной заработной платы не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).

За выплату заработной платы ниже минимального размера предусмотрена административная ответственность.

Для решения данного вопроса, работник вправе обратиться в межрайонный отдел государственной инспекции труда.

По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен за ноябрь 2020 г. к октябрю 2020 г. составил 100,7 процента, к январю 2020 г. – 105,2 процента.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» подлежит индексации размер месячной минимальной заработной платы, установленный с 1 января 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582. За ноябрь 2020 г. с учетом индексации он составил 388 рублей 42 копейки.
17/12/2020 11:12

Существуют признаки, которые позволяют провести четкую грань между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями. Вот некоторые из них.

Первым отличительным признаком является предмет договора. Так, предметом  договора для трудовых отношений является трудовая деятельность (выполнение внутренней трудовой функции в трудовом коллективе работодателя), для гражданско-правовых отношений служит конечный результат труда (построенное здание, отремонтированное помещение, доставленный груз и т.д.).

Во-вторых, сторона, выполняющая работу по гражданско-правовым договорам, самостоятельно определяет приемы и способы выполнения заказа. В данном случае важен конечный результат — выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок. Характерным же признаком трудового договора является установление для работника четких правил внутреннего трудового распорядка (то есть обязанности соблюдать режим рабочего времени, выполнять установленную норму труда и т.п.).

В-третьих, по договорам гражданско-правового характера одна сторона, то есть исполнитель, выполняет для другой стороны, заказчика, определенные виды работ или услуг, обусловленные договором, вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности. И, в сущности, для заказчика не имеет принципиального значения, будет ли подрядчик выполнять всю работу лично или найдет субподрядчиков. Между тем по трудовому договору работник обязан выполнять свою трудовую функцию только лично.

Четвертым важнейшим отличительным признаком является различный характер вознаграждения за труд. Наниматель обязан в установленном трудовым договором размере и сроки выплачивать работнику заработную плату, соблюдая при этом установленные законодательством требования о выплате ее минимального размера. За работу, выполненную в рамках гражданско-правового договора, гражданин, имеет право на получение не заработной платы, а так называемого денежного вознаграждения, размер которого устанавливается договором.

Трудовой договор с работником может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь. Порядок прекращения, а также досрочного расторжения гражданско-правового договора должен быть установлен договором и регулируется гражданским законодательством.

Встречаются ситуации, когда работник сам предпочитает, чтобы его отношения с работодателем были облечены в гражданско-правовую форму. Однако в большинстве случаев именно наниматель выступает инициатором подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. С точки зрения нанимателя, последняя форма имеет ряд преимуществ.

Так, процедура документального оформления гражданско-правовых отношений, по сравнению с трудовыми, гораздо проще: нет необходимости в корректировке штатного расписания, издании приказа о приеме на работу, ведении личного дела сотрудника, не нужно принимать от него и хранить трудовую книжку. В таких отношениях, как правило, достаточно одного правоустанавливающего документа — договора.

Наиболее важно то, что при заключении гражданско-правовых договоров наниматель не имеет обязанности по предоставлению работнику социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, к числу которых можно отнести следующие:

- предоставление социальных и трудовых отпусков;

- сохранение рабочих мест;

- обеспечение своевременной выплаты заработной платы и государственных гарантий в части ее размеров;

- оплата сверхурочных работ;

- возмещение командировочных расходов;

- выплата выходного пособия при увольнении и другие.

Очевиден факт: многое из того, что «приобретает» наниматель при замене трудовых отношений гражданско-правовыми, теряет работник. Так, соглашаясь на предложение нанимателя вместо включения в трудовой договор условия об испытательном сроке заключить договор подряда на 3 месяца, далеко не каждый гражданин осознает, что в отпуск он сможет уйти не по истечении 6 месяцев, как это установлено статьей 166 Трудового Кодекса Республики Беларусь, а лишь отработав у данного нанимателя 9 месяцев. Не говоря уже о том, что за 3 месяца работы по договору подряда, которыми был заменен срок предварительного испытания, «отпускных» он не получит. Кроме того, срок, отработанный гражданином по гражданско-правовому договору, не засчитается в стаж работы по специальности.

Среди недостатков гражданско-правовых договоров с точки зрения работодателя и плюсов для работника можно отметить следующие:

- невозможность привлечь работника к дисциплинарной ответственности за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

- невозможность проведения оперативного контроля над деятельностью работника.

В случае если обстоятельства требуют наличия между сторонами реальных трудовых отношений, не стоит подменять их гражданско-правовыми, создавая тем самым опасность возникновения проблем в будущем. Это особенно актуально, если в результате такой подмены происходит ущемление интересов одной из сторон отношений.

 

Наталья Кенда

начальник отдела управления по труду, занятости и социальной защите Березовского райисполкома

17/12/2020 11:12

Обязанность нанимателя выдавать заработную плату в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц, если иная периодичность не установлена контрактом, закреплена в Трудовом кодексе Республики Беларусь (статьи 55, 73, 261-2).

Невыплата заработной платы работнику в установленные сроки является нарушением законодательства о труде и влечет административную ответственность.

Задержка выплаты заработной платы влечет ее индексацию, в том случае если такая задержка составляет один календарный месяц и более, по сравнению с установленным сроком выплаты заработной платы. Обязанность произвести индексацию заработной платы возложена на всех нанимателей вне зависимости от формы собственности организации.

Для взыскания заработной платы работник вправе воспользоваться судебным либо внесудебным способом защиты своих прав:

- судебный способ защиты предполагает обращение работника с исковым заявлением в суд по месту регистрации юридического лица либо по месту жительства индивидуального предпринимателя. Работник обращается в суд без уплаты государственной пошлины.

- внесудебный порядок взыскания заработной платы предполагает обращение к нотариусу за совершением исполнительной надписи о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Лицо, обратившееся за совершением такой исполнительной надписи, освобождено от уплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, а также за оказание услуг правового и технического характера нотариусами.

Для совершения исполнительной надписи необходимо предоставить документ, содержащий сведения о месте работы, сумме задолженности по начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате, сроках выплаты, подписанный руководителем организации и главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем, скрепленный печатью организации, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательными актами вправе не использовать печати.

Исполнительная надпись является исполнительным документом и подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Персональная ответственность руководителя юридического лица за своевременность выплаты работникам заработной платы предусматривается в коллективном договоре юридического лица, а также в контракте, заключаемом с руководителем органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Ответственность за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы предусмотрена частью 1 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Указанные нарушения влекут наложение штрафа на нанимателя или уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.

Кроме того, несвоевременная выплата заработной платы может явиться основанием для досрочного расторжения срочного трудового договора (контракта) за нарушение нанимателем законодательства о труде с выплатой выходного пособия.

 

Наталья Кенда

начальник отдела управления по труду, занятости

и социальной защите Березовского райисполкома
06/10/2020 13:10
Информируем, что участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющим удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – удостоверение), по их заявлению в установленном порядке выдается дубликат...
01/09/2020 11:09

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) информирует, что физические лица, осуществляющие деятельность, не относящуюся к предпринимательской деятельности (самозанятые лица), получили право на добровольной основе участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего.

Для того чтобы периоды работы в качестве самозанятого лица были включены в стаж работы для назначения пенсии, необходимо уплачивать обязательные страховые взносы в бюджет Фонда.

При изъявлении желания быть социально застрахованным, самозанятому лицу необходимо стать на учет в качестве плательщика взносов в районном отделе Фонда по месту регистрации (прописки).

Для этого необходимо:

•          Заполнить в районном отделе Фонда заявление о постановке на учет, предъявив документ, удостоверяющий личность;

•          Представить документ, подтверждающий уплату налога за осуществление  деятельности.

Самозанятые лица уплачивают взносы со дня постановки их на учет за те периоды, в которых осуществляли свою деятельность. При этом периоды осуществления деятельности и суммы уплаченных взносов необходимо задекларировать путем предоставления в районный отдел Фонда документов персонифицированного учёта по форме ПУ-3.

Сумма обязательных страховых взносов, причитающаяся к уплате в бюджет фонда, составляет 29 % от определяемого самозанятыми лицами дохода за период осуществления деятельности в отчетном году. При этом сумма взносов должна быть не менее суммы, исчисленной за указанный период из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной и проиндексированной в соответствии с законодательством.

Уплата обязательных страховых взносов самозанятыми лицами осуществляется в течение отчетного года, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Документы персонифицированного учета по форме ПУ-3 необходимо представить в районный отдел Фонда не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

Специалисты Березовского районного отдела Фонда, расположенного по адресу г. Береза, ул. Пушкина, 12А окажут практическую помощь самозанятым лицам по подготовке и оформлению документов необходимых для регистрации в качестве плательщика страховых взносов и документов персонифицированного учёта.

Телефоны для справки в Березовском районном отделе Фонда: 25437, 24175, 23879

14/07/2020 09:07

Порядок назначения пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь (далее – пенсии за особые заслуги)  регулируется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 1993 г. № 185 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября  2011 г. № 1367).

Пенсии за особые заслуги устанавливаются Комиссией по установлению пенсий за особые заслуги при Совете Министров Республики Беларусь (далее – Комиссия).

 

Право на пенсию за особые заслуги

Право на пенсию за особые заслуги имеют граждане, проживающие на территории Республики Беларусь, получающие пенсию по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь».

У граждан, получающих пенсию по возрасту или за выслугу лет, такое право возникает по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а получающих пенсию по инвалидности – независимо от возраста.

 

Круг лиц, имеющих право на пенсию за особые заслуги

 

Пенсия за особые заслуги устанавливается:

- Героям Беларуси;

- Героям Советского Союза;

- Героям Социалистического Труда;

- гражданам, награжденным орденами Отечества трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Славы трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Трудовой Славы  трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;

- гражданам, награжденным орденами Республики Беларусь «За службу Родине» трех степеней;

- гражданам, награждённым тремя и более орденами Республики Беларусь и (или ) СССР;

- гражданам, удостоенным почетных званий Республики Беларусь, БССР или СССР (народный, заслуженный);

- лауреатам Государственной премии Республики Беларусь, БССР, Ленинской и Государственной премий СССР;

- гражданам, занимающим высшие государственные должности Республики Беларусь, членам Правительства Республики Беларусь, председателям облисполкомов и Минского горисполкома – после прекращения ими работы в указанных должностях;

- победителям и призерам Олимпийских, Паралимпийских и Дефлимпийских игр, чемпионкам мира и Европы;

- командирам, комиссарам, начальникам штабов партизанских бригад и отрядов;

- женщинам, родившим и воспитавшим  девять и более детей и награжденным одной из следующих государственных наград СССР или Республики Беларусь: орденом Матери, медалью «Медаль материнства», орденом «Материнская слава», орденом «Мать-героиня».

Пенсия за особые заслуги не устанавливается гражданам, имеющим судимость.

 

Документы, необходимые для установления пенсии за особые заслуги

 

- заявление гражданина на имя руководителя ходатайствующего органа (организации);

- личный листок по учету кадров, заверенный ходатайствующим органом (организацией);

- автобиография;

- характеристика, подписанная руководителем или уполномоченным должностным лицом ходатайствующего органа (организации);

- копии документов, подтверждающие особые заслуги гражданина, заверенные ходатайствующим органом (организацией);

- справка о размере получаемой пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет;

- две фотографии размером 30х40 миллиметров.

 

Размер  пенсии за особые заслуги

 

Пенсия за особые заслуги устанавливается в размере пенсии по возрасту, по инвалидности или за выслугу лет, назначенной пенсионеру в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» или законодательством о государственной службе в Республике Беларусь, и повышения за особые заслуги.

Размер повышения за особые заслуги определяется Комиссией в каждом конкретном случае с учетом заслуг гражданина, которому устанавливается пенсия за особые заслуги, и не может превышать 250 процентов минимального размера пенсии по возрасту.

Справочно: минимальный размер пенсии по возрасту составляет 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала и с 1 мая  2020 г. по 31 июля 2020 г. составляет 246,78  рублей.

Пересмотр размера пенсии за особые заслуги

Размер пенсии за особые заслуги может быть пересмотрен Комиссией в части увеличения размера повышения за особые заслуги при появлении новых (дополнительных) вышеперечисленных сведений об особых заслугах гражданина, а также при награждении гражданина орденом или медалью Республики Беларусь (за исключением юбилейной).

По вопросам, касающимся установления (пересмотра размера) пенсии за особые заслуги,  необходимо обращаться в управление по труду, занятости и социальной защите Березовского райисполкома.

Справочно: В Березовском районе получателями пенсий за особые заслуги являются 16 человек.

24/06/2020 11:06

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 Указом 178 право на получение субсидии имеют только организации, т.е. юридические лица. Индивидуальным предпринимателям такое право не предоставлено.

Шаг 1. Организация обращается в орган государственного казначейства (Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску)) по месту регистрации организации с  письменным заявлением для получения распоряжения по открытию в банке счета 3605, предназначенного для учета средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).

Шаг 2. С полученным распоряжением органа государственного казначейства (Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области (г. Минску)) организация обращается в банк, указанный в распоряжении, выданном органом казначейства (абзац 4 пункта 5 статьи 105 Бюджетного Кодекса).

Шаг 3. После открытия счета 3605 организация обращается в местный исполнительный и распорядительный орган по месту ее регистрации с заявлением о предоставлении субсидии.

К заявлению должны быть приложены документы:

копия выписки банка об открытии счета;

копии приказов организации об объявлении простоя не по вине работника и (или) установлении неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, заверенные в соответствии с законодательством;

расчет размеров доплат работникам до величины минимальной заработной платы по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет фонда (по предлагаемой форме).

Обращаем внимание!!!

Для получения субсидии обособленному структурному подразделению (филиалу, представительству) юридического лица, имеющему отдельный баланс и самостоятельный учетный номер налогоплательщика, необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган по месту его регистрации с предоставлением документов, указанных в абзацах втором-пятом части третьей пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от      28 мая 2020 г. № 178.

В документах на получение субсидий указываются реквизиты обособленного структурного подразделения.

При подаче документов должностными лицами филиала (представительства) необходимо дополнительно представить письменное согласование на получение субсидии с головной организацией в виде ходатайства (в произвольной форме).

Шаг 4. Местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 рабочих дней рассматривает обращение организации и выносит решение (по предлагаемой форме) о выделении субсидии, которое должно содержать:

сумму доплат работникам организации;

сумму обязательных страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет фонда;

банковские реквизиты для перечисления каждой из сумм.

Шаг 5. Местный исполнительный и распорядительный орган не позднее первого рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его в соответствующее областное (Минское городское) управление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – орган Фонда).

 

Шаг 6. Орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения решения:

обеспечивает перечисление субсидии организации на открытый счет;

уплачивает обязательные страховые взносы за организацию в бюджет фонда.

 

Шаг 7. Организация не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления средств на открытый счет от органа Фонда, обязана произвести доплату работникам в полном объеме.

 

По вопросам исчисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также составления отчетности обращаться:

Многофункциональный центр обcлуживания: г. Минск, ул.Толбухина,6,
телефон инфолинии: 8 (017) 352-05-01

Брестское облуправление:

Василевич Татьяна Данииловна, начальник отдела организации сбора платежей – 8-0162-21-88-76;

Швек Татьяна Николаевна, начальник отдела исполнения бюджета – 8-0162-21-89-75.

Витебское облуправление:

Красовская Светлана Владимировна, главный специалист отдела организации сбора платежей – 8-0212-65-42-31;

Вечёрко Елена Васильевна, начальник отдела исполнения бюджета – 8-0212-65-42-59.

Гомельское облуправление:

Тозик Валентина Григорьевна, главный специалист отдела организации сбора платежей –  8-0232-38-91-61;

Дюбина Валентина Васильевна, начальник отдела исполнения бюджета – 8-0232-38-91-07.

Гродненское облуправление:

Аверук Ирина Михайловна, главный специалист отдела организации сбора платежей – 8-0152-68-33-72;

Зеленина Елена Валентиновна, начальник отдела исполнения бюджета – 8-0152-68-33-77.

Минское облуправление:

Демидов Александр Семенович, начальник отдела организации сбора платежей – 8017-375-64-68;

Шатровская Ирина Кунбутаевна, начальник отдела исполнения бюджета – 8017-375-37-76.

Могилёвское облуправление:

Куксин Сергей Олегович, заместитель начальника отдела организации сбора платежей – 8-0222-29-64-31;

Захаренко Марина Викторовна, начальник отдела исполнения бюджета – 8-0222-29-64-38.

Минское городское управление:

Давыдова Юлия Леонидовна, заместитель начальника Минского городского управления – 8017-215-28-65;

Василевич Светлана Эдуардовна, начальник отдела исполнения бюджета – 8017-215-28-66.

Вся необходимая информация с алгоритмом по предоставлению субсидии, образцами заявления и расчетов размеров доплат работникам и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты находится на сайте Фонда: ssf.gov.by

Алгоритм по предоставлению субсидии в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. №178

Образец заявления на получение субсидии

Образец расчета размеров доплат работникам по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь

Расчет размеров доплат работникам до величины минимальной заработной платы по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за 2020 г.

24/06/2020 11:06

Какие выплаты включаются в сумму заработной платы, применяемую для расчета доплаты работнику до величины МЗП, а какие не включаются?

В сумму заработной платы включаются все выплаты, начисляемые за выполненную работу и отработанное время в соответствии с системой оплаты труда, в том числе стимулирующие и компенсирующие выплаты.

Не включаются выплаты социального характера, начисляемые в соответствии с коллективным договором (материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление, премия к юбилейной дате и т.п.), а также иные выплаты, не связанные с выполнением работником трудовых обязанностей (денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск, выходное пособие и т.д.).

 

Как учитываются суммы среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, при определении размера доплаты до величины МЗП?

При расчете доплаты до величины МЗП будет учитываться сумма среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска, рассчитанная только за рабочие дни (столбец 15 расчетной таблицы), а не за все календарные дни трудового отпуска.

 

В сумму заработной платы, применяемую для расчета доплаты до величины МЗП, необходимо ли включать премию за апрель 2020 г., начисленную в мае 2020 г.?

В сумму заработной платы за май 2020 г. необходимо включить все начисленные суммы заработной платы, прошедшие по лицевому счету работника за май 2020 г., в том числе начисленные в мае 2020 г. по результатам работы за предыдущие периоды (в данном случае премию за апрель 2020 г.).

 

Если работник находился в период с 1 по 31 мая 2020 г. в простое не по его вине, но в этом периоде им выполнялись работы по разовым нарядам. Каким образом следует рассчитать доплату до величины МЗП?

Размер доплаты будет рассчитываться как разница между величиной МЗП, которая для работника составит 375 рублей, и начисленными суммами заработной платы за дни простоя и за выполнение разовых нарядов.

Из какого количества рабочих дней следует определить величину МЗП, если по инициативе нанимателя работнику установлена неполная рабочая неделя?

В данном случае для определения величины МЗП работнику используется количество рабочих дней запланированных правилами внутреннего трудового распорядка (графиком работ (сменности)), до установления неполной рабочей недели по инициативе нанимателя, которое указывается в столбце 4 расчетной таблицы.

Как рассчитать величину МЗП для работников, принятых на неполное рабочее время по соглашению сторон, которым в дальнейшем по инициативе нанимателя снижена продолжительность неполного рабочего времени?

Для расчета величины МЗП (столбец 19 расчетной таблицы) необходимо определить размер МЗП для таких работников.

Размер МЗП (столбец 18 расчетной таблицы) определяется путем умножения размера месячной МЗП на соотношение расчетной нормы неполного рабочего времени, на которую работник принят (переведен) по соглашению сторон до уменьшения нанимателем этой нормы рабочего времени, к полной (сокращенной) норме рабочего времени, рассчитанной для данного работника. Например, 375 руб. х 0,25, 0,5 и т.д. Аналогичный порядок расчета будет применяться и для работников, работающих по совместительству.

 

Для работника, работающего у одного нанимателя по основной работе и по внутреннему совместительству, размеры доплат до величины МЗП необходимо рассчитывать раздельно по двум трудовым договорам?

Да. В таком случае размеры доплат до величины МЗП необходимо рассчитать раздельно по условиям двух трудовых договоров и в расчетной таблице информацию по данному работнику следует отразить в двух разделах «Работники с нормальной продолжительностью рабочего времени» и «Работники, принятые на работу (переведенные) на неполное рабочее время  по соглашению сторон, а также по совместительству».

 

Работником совершен прогул. Включается ли этот день при определении величины МЗП?

Не включается.

Дни прогулов не включаются в количество отработанных рабочих дней при расчете величины МЗП и отражаются в столбце 17 расчетной таблицы. Величина МЗП будет уменьшена с учетом количества дней прогулов.

Работник весь май 2020 г. находился в краткосрочном отпуске с частичным сохранением заработной платы, предоставленном по инициативе нанимателя в соответствии со статьей 191 Трудового кодекса. Рассчитывается ли в данном случае доплата до величины МЗП?

Не рассчитывается вне зависимости от того предоставлен ли краткосрочный отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Согласно нормам Указа № 178 доплата до величины МЗП производится работникам, которые в расчетном месяце работали неполное рабочее время по инициативе нанимателя и (или) находились в простое не по вине работника.

 

Будет ли учитываться доплата работнику до величины МЗП при расчете среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством?

Доплата работнику до величины МЗП, выплаченная нанимателем после получения субсидии, не будет включаться в расчет суммы среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством. Это обусловлено тем, что согласно законодательству данная доплата выплачивается не из средств нанимателя, не является заработной платой и не предусмотрена утвержденным перечнем выплат, включаемых в расчет среднего заработка.

 

ПРИМЕР. В коммерческой организации работники работают в режиме пятидневной 40-часовой рабочей недели с выходными днями суббота и воскресенье. В связи с эпидемиологической ситуацией и уменьшением объемов работ по инициативе нанимателя работникам с  1 по 31 мая 2020 г. установлена неполная рабочая неделя (3 рабочих дня в неделю с понедельника по среду). При этом с 11 по 13 мая 2020 г. был установлен простой не по вине работников с оплатой в размере 2/3 тарифных ставок (тарифных окладов) работников. Как в данном случае рассчитать величину МЗП работникам?

РЕШЕНИЕ. Величина МЗП в мае 2020 г. составит 375 рублей при условии отсутствия в данном месяце социальных отпусков, поскольку количество дней, применяемых для расчета величины МЗП, и рабочих дней в месяце совпадает.

Справочно:

Количество дней, применяемых для расчета величины МЗП, составит 20 дней (столбец 4 расчетной таблицы):

3 дня – количество дней простоя (11-13 мая 2020 г.);

9 отработанных рабочих дней в режиме неполной рабочей недели (4-6, 18-20, 25-27 мая 2020 г.);

8 рабочих дней, запланированных правилами внутреннего трудового распорядка до установления неполной рабочей недели по инициативе нанимателя (7, 8, 14, 15, 21, 22, 28, 29 мая 2020 г.).

В мае 2020 г. в соответствии с режимом работы организации установлено 20 рабочих дней.

При предоставлении работнику в мае 2020 г. социального отпуска в количестве 3 дней (с 4 по 6 мая 2020 г.) количество дней, применяемых для расчета величины МЗП, составит 17 дней. В данном случае величина МЗП для работника составит 318,75  рублей (375 рублей х 17 дней / 20 дней).

Учитывается ли доплата работнику до величины МЗП в заработке для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам?

Не учитывается.

В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам включаются виды оплаты труда, на которые в соответствии с законодательством начисляются обязательные страховые взносы (пункт 24 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение о пособиях).

Справочно:

Оплата труда – определение размеров, структуры, условий и порядка выплаты заработной платы работникам за исполнение ими трудовых обязанностей в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами и трудовым договором (часть первая статьи 61 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Заработная плата – вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (статья 57 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Доплата до величины МЗП выплачивается работнику за счет полученной субсидии из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и является временной мерой государственной поддержки работников, не работающих в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работников, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя. В связи с этим доплата работнику до величины МЗП не включается в заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

15/06/2020 11:06

С 31 мая 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. № 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» (далее – Указ).

Алгоритм по предоставлению субсидии в соответствии с Указом:

1. Организация до обращения за предоставлением субсидии открывает в банке счет 3605, предназначенный для учета средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда).

2. Организация обращается в местный исполнительный и распорядительный орган по месту ее регистрации с заявлением о предоставлении субсидии.

К заявлению должны быть приложены документы:

- копия выписки банка об открытии счета;

- копии приказов организации об объявлении простоя не по вине работника и (или) установлении неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, заверенные в соответствии с законодательством;

расчет размеров доплат работникам до величины минимальной заработной платы по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет фонда (по предлагаемой форме) с приложением.

3. Местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 рабочих дней рассматривает обращение организации и выносит решение (по предлагаемой форме) о выделении субсидии, которое должно содержать:

сумму доплат работникам организации;

сумму обязательных страховых взносов, подлежащих перечислению в бюджет фонда;

банковские реквизиты для перечисления каждой из сумм.

4. Местный исполнительный и распорядительный орган не позднее первого рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его в соответствующее областное (Минское городское) управление Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – орган Фонда).

5. Орган Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения решения:

обеспечивает перечисление субсидии организации на открытый счет;

уплачивает обязательные страховые взносы за организацию в бюджет фонда.

6. Организация не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления средств на открытый счет от органа Фонда, обязана произвести доплату работникам в полном объеме.

Организациям за консультациями можно обращаться:

по вопросам исчисления доплат работникам до величины минимальной заработной платы:

- на инфолинию Минтруда и соцзащиты (тел.8 017 309 9 309);

- в местный исполнительный и распорядительный орган – управление по труду, занятости и социальной защите Березовского райисполкома – начальник отдела труда Кенда Наталья Станиславовна (тел. 4 16 06)

по вопросам исчисления обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь - в Брестское областное управление Фонда социальной защиты населения (8 0162 21 88 76).

Дополнительную информацию можно найти на сайте Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (https://www.ssf.gov.by/ru/news-ru/view/o-vremennyx-merax-gosudarstvennoj-podderzhki-nanimatelej-i-otdelnyx-kategorij-grazhdan-11230/ )
17/12/2019 11:12

Указом Президента Республики Беларусь от 18.10.2019 № 386 «О стимулировании научной деятельности и совершенствовании оплаты труда» установлена ежемесячная доплата к пенсиям (далее доплата) постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий, имеющим одновременно ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, достигшим общеустановленного пенсионного возраста. Размер доплаты определен в двукратном размере базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь для оплаты труда работников бюджетных организаций (базовая ставка с 01.01.2020 г. будет составлять 180 руб.).

Неработающими получателями пенсий являются лица, получающие пенсии, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не осуществляющие трудовую деятельность на основании трудовых, граж¬данско-правовых договоров, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной соб¬ственности, либо на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм.

Доплата устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения в орган, осущест¬вляющий пенсионное обеспечение, с  заявлением об установлении доплаты, трудовой книжкой, национальным дипломом доктора наук или дипломом государственного образца, выданным аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27.02.1996 г., и национальным аттестатом профессора или аттестатом профессора государственного образца, выданным аттестационными органами бывшего СССР либо Российской Федерации до 27.02.1996 г.

Доплата будет выплачиваться в порядке, предусмотренном для выплаты пенсий. При этом доплата не устанавливается (не выплачивается) к пенсиям лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

Указ вступает в силу с 01.01.2020 г.

К списку новостей