Березовский районный исполнительный комитет обеспечивает трудовыми книжками только юридических лиц, зарегистрированных на территории Берёзовского района.
Обеспечение бланками трудовых книжек и вкладышей к ним регулируется Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.06.2016 года № 40 «О трудовых книжках».
Обеспечение бланками трудовых книжек и вкладышей к ним осуществляется в следующем порядке:
Национального собрания Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, государственных органов, непосредственно подчиненных Президенту Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, местных администраций районов в г. Минске, организаций, входящих в систему Министерства труда и социальной защиты, международных организаций (их филиалов и представительств), находящихся в г. Минске, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Республике Беларусь, представительств иностранных организаций в Республике Беларусь – учреждением «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
структурных подразделений, территориальных органов, организаций, подчиненных или входящих в состав (систему) государственных органов, непосредственно подчиненных Президенту Республики Беларусь, Национального банка, Национальной академии наук Беларуси, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, – этими органами, организациями или уполномоченными ими подчиненными (входящими в состав (систему) организациями;
иных организаций – местными исполнительными и распорядительными органами по месту их нахождения или уполномоченными ими подчиненными организациями.
ВНИМАНИЕ!
С 28.01.2020г. вступили изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь. В частности отменено ведение трудовых книжек нанимателями – физическими лицами (индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, а также физическими лицами, нанимающими домашних работников (няни, сиделки, помощники по хозяйству).
ВНИМАНИЕ!
Оплата за трудовые книжки или вкладыши к трудовым книжкам производится только с расчетного счета организации на расчетный счет райисполкома.
Реквизиты для оплаты:
Получатель: Березовский районный исполнительный комитет
УНП 200242668, AKBВBY2X ОАО «АСБ Беларусбанк»
р/с BY27 AKBB 3641 0013 4001 5110 0000
Назначение платежа: За бланки трудовых книжек (вкладышей к трудовым книжкам)
Для получения бланка трудовой книжки (вкладыша к трудовой книжке) необходимы следующие документы:
1. Заявление в Березовский райисполком, на фирменном бланке (образец можно скачать здесь).
2. Копия свидетельства о регистрации юридического лица с отметкой о заверении копии.
3. Копия платежного документа.
4. Доверенность. При получении руководителем организации бланков трудовых книжек (вкладышей к трудовым книжкам) при себе иметь копию документа, подтверждающего полномочия, с указанием срока полномочий и печать организации.
5. Оригинал документа, удостоверяющего личность.
Выдача бланков трудовых книжек (бланков вкладышей к трудовым книжкам) и подача документов осуществляется:
понедельник – пятница с 08.00 до 17.00 (перерыв с 13.00 до 14.00)
г. Берёза, ул. Красноармейская, 27, каб. 6А, 1 этаж
Наличие трудовых книжек (вкладышей), а также их стоимость просим уточнять заблаговременно.
Телефоны для справок:
46318 – главный специалист юридического отдела Волк Мария Николаевна;
23562 – ведущий бухгалтер Нелипович Рита Николаевна.
Социальная защита прав и интересов граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС).
Согласно Закону о ЧАЭС к гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, относятся:
участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;
население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
К населению, потерпевшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, относятся:
1. граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения;
2. граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших на данную территорию после 1 января 1990 года;
3. граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь), инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее – инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий);
4. дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее – дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий).
Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (льготы по статье 19 и статье 20 Закона о ЧАЭС), имеют дополнительные льготы на:
1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, службы;
2. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения и определение в учреждения социального обслуживания на стационар;
3. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднедневного заработка;
4. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное время, а для лиц с льготами по статье 19 Закона о ЧАЭС также получение социального отпуска без сохранения зарплаты на 14 дней в году;
5. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации;
6. преимущественное право на зачисление для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
7. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения; с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;
8. первоочередное вступление в гаражные кооперативы и кооперативы по эксплуатации автостоянок.
Статьей 18 Закона о ЧАЭСгражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, предоставлены следующие виды льгот.
I. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, а также инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий:
1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, военной службы или службы;
2. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;
3. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;
4. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
5. получение, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
6. бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;
7. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;
8. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси;
9. 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
10. зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;
11. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;
12. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;
13. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации.
Также указанные граждане, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, имеют право на:
1. 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения;
2. 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) по установленным в соответствии с законодательством Республики Беларусь субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь для продажи населению.
II. Инвалиды III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий:
1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, военной службы или службы;
2. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;
3. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;
4. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств;
5. получение, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
6. зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;
7. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;
8. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;
9. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации.
III. Дети-инвалидывследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий:
1. бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;
2. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;
3. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси;
4. бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;
5. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;
6. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
7. зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;
8. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;
Помимо вышеуказанных льгот неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, неработающие инвалиды І и ІІ группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.
.
В соответствии со ст. 24 Закона о ЧАЭС граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения имеют право на:
1. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;
2. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время.
Граждане, проживавшие до 1 января 1990 г. и выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении всего периода после их выезда из указанных зон, имеют право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Гражданам, получившим при переселении из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, денежная компенсация за утраченные жилые дома и строения, принадлежавшие им на праве собственности, выплачивается в случае, если стоимость утраченных жилого дома и строений превышает стоимость жилого помещения по новому месту жительства, в размере разницы между этими стоимостями.
Гражданам, самостоятельно выехавшим из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения и утратившим имущество в связи с переселением, а также гражданам, получившим в наследство либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, имущество, находящееся в указанных зонах, выплачивается денежная компенсация только за то имущество, которое не может быть использовано ими ввиду радиационного загрязнения.
Документами, подтверждающими право на льготы, установленные Законом о ЧАЭС, являются удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – удостоверение) и справки, порядок выдачи которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.
Установление статуса участника ликвидации осуществляется следующими государственными органами (организациями):
1. республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, — гражданам, работающим (в том числе работающим пенсионерам), проходящим службу (военную службу) в органах государственного управления и подчиненных им организациях;
2. облисполкомами, Минским горисполкомом, администрациями районов г. Минска — гражданам, работающим в местных исполнительных и распорядительных органах и в подчиненных им организациях, гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями (по месту регистрации индивидуального предпринимателя), гражданам, работающим в юридических лицах частной формы собственности (по месту нахождения юридического лица), а также неработающим гражданам (по месту их жительства);
3. областными, Минским городским комитетами по труду, занятости и социальной защите — неработающим пенсионерам, кроме неработающих военнослужащих, уволенных в запас или отставку, неработающих пенсионеров органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;
4. Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям соответственно — неработающим военнослужащим, уволенным в запас или отставку, неработающим пенсионерам органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;
5. областными, Минским городским военными комиссариатами – военнообязанным, призывавшимся на специальные военные сборы и привлекавшимся к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установление статуса потерпевшего, за исключением установления статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется рай(гор)исполкомами, администрациями районов в городах областного подчинения и г. Минска по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
Установление статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий
Управление по труду, занятости и социальной защите Березовского райисполкома информирует о том, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2021 г. № 75 утвержден очередной Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения(далее — Перечень).
Согласно указанному Перечню в Брестской области в зоне проживания с периодическим радиационным контролем – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/кв. м (от 1 до 5 Ки/кв. км), или стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв. м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв. км), или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв. м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв. км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, находится 91 населенный пункт и 3 объекта;
в зоне с правом на отселение – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/кв. м (от 5 до 15 Ки/кв. км), или стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/кв. м (от 0,5 до 2 Ки/кв. км), или плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/кв. м (от 0,02 до 0,05 Ки/кв. км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв, находится 3 населенных пункта.
Вышеуказанный Перечень в соответствии с частью пятой статьи 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» пересматривается с учетом изменений радиационной обстановки и утверждается Советом Министров не реже одного раза в пять лет.
Новый Перечень подготовлен на основании:
сведений ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о плотности загрязнения почв цезием-137, стронцием-90, плутонием-238, 239, 240 по состоянию на 1 января 2020 г., в том числе с учетом результатов дополнительного обследования, проведенного в период 2016–2020 гг.;
данных Каталога средних годовых эффективных доз облучения жителей населенных пунктов Республики Беларусь, утвержденного 10 апреля 2020 г. Министром здравоохранения В.С.Караником.
В случае необходимости, более детальная информация о плотности загрязнения отдельных населенных пунктов может быть получена в ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Ознакомиться с документом можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 43 Конституции Республики Беларусь, ст. 149Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ)работники имеют право на трудовой отпуск.
При этом право на основной трудовой отпуск имеют все работники независимо от того, кто является их нанимателем (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), от вида заключенного ими трудового договора (по основному месту либо по совместительству), срока трудового договора, степени занятости работника (полное или неполное рабочее время), занимаемой должности, формы организации и оплаты труда (ст. 154 ТК РБ).
Согласно ст. 155 ТК РБпродолжительность основного трудового отпуска не может быть менее 24 календарных дней. Для отдельных категорий работников установлена продолжительность основного трудового отпуска свыше 24 календарных дней. Перечни организаций и должностей служащих, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней». В частности, для инвалидов, работников моложе восемнадцати летпредусмотрено предоставление основного трудового отпуска продолжительностью 30 календарных дней.
Продолжительность основного трудового отпуска обязательна для всех нанимателей.
Следует отметить, что обязанные лица, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются (ч. 8 п. 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»).
Если же обязанные лица добровольно возмещают расходы по содержанию детей (судебное постановление не выносилось), то они имеют право на трудовые отпуска продолжительностью, установленной ТК РБ.
Право на дополнительный трудовой отпуск имеют определенные категории работников. В отличие от основного отпуска дополнительные отпуска предоставляются при наличии оснований, определенных ТК РБ. Трудовое законодательство предусматривает несколько видов дополнительных отпусков:
- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (ст. 157 ТК);
- за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК);
- за продолжительный стаж работы (ст. 159 ТК);
- дополнительные поощрительные отпуска (ст. 160, п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК).
В соответствии со ст. 157 ТК РБ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы.Порядок, условия предоставления указанных дополнительных отпусков и их продолжительностьопределены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы».
При занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда отпуск предоставляется на основании аттестации рабочих мест по условиям труда. Продолжительность дополнительного отпуска определяется в зависимости от установленного по результатам аттестации класса (степени) вредности или опасности условий труда (от 4 до 14 дней).
Продолжительность отпуска за особый характер работы(от 4 до 42 календарных дней) уже определена с учетом вредных и (или) опасных условий труда. Поэтому для его предоставления проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не требуется.
Согласно ст. 158 ТК РБ работникам с ненормированным рабочим днем наниматель устанавливает дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней.Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем, а в отношении работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день».
Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени.Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день(ст. 1181 ТК РБ).При этом необходимо иметь в виду, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день» утверждены категории работников, которым ненормированный рабочий день не устанавливается, следовательно, им не может быть предоставлен дополнительный трудовой отпуск за ненормированный рабочий день (работникам, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени; лицам, работающим по совместительству;работникам, которым установлен режим рабочего времени при сменной работе;работникам, занятым на работе неполное рабочее время, за исключением случаев, когда трудовым договором предусмотрена работа на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем;работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени;работникам со сдельной оплатой труда).
В соответствии со ст. 159 ТК РБ работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель можетустанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.
Коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально - трудовым договором,могут устанавливаться дополнительные поощрительные отпуска (ст. 160 ТК РБ).Продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК РБ, не установлена.
Но при заключении контракта наниматель обязанпредусмотреть в качестве дополнительной меры стимулирования труда и предоставитьдополнительный поощрительный отпуск с сохранением среднего заработка до пяти календарных дней(п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК РБ).
Трудовой отпуск должен предоставляться за работу в течение каждого рабочего года (ежегодно) с сохранением прежней работы и среднего заработка (ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 170 ТК РБ).
Следует подчеркнуть, что трудовой отпуск предоставляется не за календарный год (с 1 января по 31 декабря), а за рабочий, который исчисляется для каждого работника со дня приема на работу: при приеме на работу с 17 августа 2020 года рабочий год будет длиться с 17.08.2020 по 16.08.2021 включительно.
Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются, как правило, не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя.До истечения шести месяцев работы наниматель обязанпредоставить трудовые отпуска по желанию работникаотдельным категориям работников, которые предусмотрены ст. 166 ТК РБ (женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него; лицам моложе восемнадцати лет; работникам, принятым на работу в порядке перевода и др.).Кроме того, допускается предоставление отпуска пропорционально отработанной части рабочего года, но не менее 14 календарных дней.
Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за второй и последующие рабочие годы предоставляются в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления трудовых отпусков (ст. 167 ТК РБ).Т.е., при приеме на работу с 17 августа 2020 года трудовой отпуск за второй год работнику можно предоставить не ранее 17.08.2021.
Продолжительность отпусков работников исчисляется в календарных днях (ч. 1 ст. 151 ТК). При этом государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются (ч. 2 ст. 151 ТК).Т.е, при предоставлении трудового отпуска продолжительностью 28 календарных дней с 02.11.2020 трудовой отпуск закончится 30.11.2020 (последний день отпуска).День 07.11.2020 в число календарных дней отпуска не входит и не оплачивается (средний заработок сохраняется за 28 календарных днейотпуска).
Отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом (ст. 152 ТК РБ).
Хочется подчеркнуть, что самовольное использование отпуска не допускается. В соответствии с п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» самовольный уход в отпускявляется прогулом.
Главный государственный инспектор труда
Березовского межрайонного отдела
Брестского областного управления
Департамента государственной инспекции труда Пучинец В.Я.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» размер месячной минимальной заработной платы устанавливается Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января.
Согласно части первой статьи 59 Трудового кодекса Республики Беларусь, минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных правовых актов и трудового договора.
Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границы оплаты труда работников является обязательным для всех нанимателей, с которыми работники состоят в трудовых отношениях, основанных на трудовом договоре (контракте), и не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договоры.
Работнику, у которого размер начисленной заработной платы оказался ниже размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), наниматель обязан произвести доплату до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой).
Доплата до минимальной заработной платы не производится, если в расчетном периоде работник не выполнил установленные нанимателем месячные или часовые нормы труда, в том числе без уважительной причины не отработал установленную норму рабочего времени (прогул, брак по вине работника и т.д.).
За выплату заработной платы ниже минимального размера предусмотрена административная ответственность.
Для решения данного вопроса, работник вправе обратиться в межрайонный отдел государственной инспекции труда.
По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь индекс потребительских цен за ноябрь 2020 г. к октябрю 2020 г. составил 100,7 процента, к январю 2020 г. – 105,2 процента.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы» подлежит индексации размер месячной минимальной заработной платы, установленный с 1 января 2020 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582. За ноябрь 2020 г. с учетом индексации он составил 388 рублей 42 копейки.Существуют признаки, которые позволяют провести четкую грань между трудовыми и гражданско-правовыми отношениями. Вот некоторые из них.
Первым отличительным признаком является предмет договора. Так, предметом договора для трудовых отношений является трудовая деятельность (выполнение внутренней трудовой функции в трудовом коллективе работодателя), для гражданско-правовых отношений служит конечный результат труда (построенное здание, отремонтированное помещение, доставленный груз и т.д.).
Во-вторых, сторона, выполняющая работу по гражданско-правовым договорам, самостоятельно определяет приемы и способы выполнения заказа. В данном случае важен конечный результат — выполнение условий договора в надлежащем качестве и в согласованный срок. Характерным же признаком трудового договора является установление для работника четких правил внутреннего трудового распорядка (то есть обязанности соблюдать режим рабочего времени, выполнять установленную норму труда и т.п.).
В-третьих, по договорам гражданско-правового характера одна сторона, то есть исполнитель, выполняет для другой стороны, заказчика, определенные виды работ или услуг, обусловленные договором, вне зависимости от квалификации или специальности, а также должности. И, в сущности, для заказчика не имеет принципиального значения, будет ли подрядчик выполнять всю работу лично или найдет субподрядчиков. Между тем по трудовому договору работник обязан выполнять свою трудовую функцию только лично.
Четвертым важнейшим отличительным признаком является различный характер вознаграждения за труд. Наниматель обязан в установленном трудовым договором размере и сроки выплачивать работнику заработную плату, соблюдая при этом установленные законодательством требования о выплате ее минимального размера. За работу, выполненную в рамках гражданско-правового договора, гражданин, имеет право на получение не заработной платы, а так называемого денежного вознаграждения, размер которого устанавливается договором.
Трудовой договор с работником может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Республики Беларусь. Порядок прекращения, а также досрочного расторжения гражданско-правового договора должен быть установлен договором и регулируется гражданским законодательством.
Встречаются ситуации, когда работник сам предпочитает, чтобы его отношения с работодателем были облечены в гражданско-правовую форму. Однако в большинстве случаев именно наниматель выступает инициатором подмены трудовых отношений гражданско-правовыми. С точки зрения нанимателя, последняя форма имеет ряд преимуществ.
Так, процедура документального оформления гражданско-правовых отношений, по сравнению с трудовыми, гораздо проще: нет необходимости в корректировке штатного расписания, издании приказа о приеме на работу, ведении личного дела сотрудника, не нужно принимать от него и хранить трудовую книжку. В таких отношениях, как правило, достаточно одного правоустанавливающего документа — договора.
Наиболее важно то, что при заключении гражданско-правовых договоров наниматель не имеет обязанности по предоставлению работнику социальных гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, к числу которых можно отнести следующие:
- предоставление социальных и трудовых отпусков;
- сохранение рабочих мест;
- обеспечение своевременной выплаты заработной платы и государственных гарантий в части ее размеров;
- оплата сверхурочных работ;
- возмещение командировочных расходов;
- выплата выходного пособия при увольнении и другие.
Очевиден факт: многое из того, что «приобретает» наниматель при замене трудовых отношений гражданско-правовыми, теряет работник. Так, соглашаясь на предложение нанимателя вместо включения в трудовой договор условия об испытательном сроке заключить договор подряда на 3 месяца, далеко не каждый гражданин осознает, что в отпуск он сможет уйти не по истечении 6 месяцев, как это установлено статьей 166 Трудового Кодекса Республики Беларусь, а лишь отработав у данного нанимателя 9 месяцев. Не говоря уже о том, что за 3 месяца работы по договору подряда, которыми был заменен срок предварительного испытания, «отпускных» он не получит. Кроме того, срок, отработанный гражданином по гражданско-правовому договору, не засчитается в стаж работы по специальности.
Среди недостатков гражданско-правовых договоров с точки зрения работодателя и плюсов для работника можно отметить следующие:
- невозможность привлечь работника к дисциплинарной ответственности за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
- невозможность проведения оперативного контроля над деятельностью работника.
В случае если обстоятельства требуют наличия между сторонами реальных трудовых отношений, не стоит подменять их гражданско-правовыми, создавая тем самым опасность возникновения проблем в будущем. Это особенно актуально, если в результате такой подмены происходит ущемление интересов одной из сторон отношений.
Наталья Кенда
начальник отдела управления по труду, занятости и социальной защите Березовского райисполкома
Обязанность нанимателя выдавать заработную плату в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, но не реже двух раз в месяц, если иная периодичность не установлена контрактом, закреплена в Трудовом кодексе Республики Беларусь (статьи 55, 73, 261-2).
Невыплата заработной платы работнику в установленные сроки является нарушением законодательства о труде и влечет административную ответственность.
Задержка выплаты заработной платы влечет ее индексацию, в том случае если такая задержка составляет один календарный месяц и более, по сравнению с установленным сроком выплаты заработной платы. Обязанность произвести индексацию заработной платы возложена на всех нанимателей вне зависимости от формы собственности организации.
Для взыскания заработной платы работник вправе воспользоваться судебным либо внесудебным способом защиты своих прав:
- судебный способ защиты предполагает обращение работника с исковым заявлением в суд по месту регистрации юридического лица либо по месту жительства индивидуального предпринимателя. Работник обращается в суд без уплаты государственной пошлины.
- внесудебный порядок взыскания заработной платы предполагает обращение к нотариусу за совершением исполнительной надписи о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Лицо, обратившееся за совершением такой исполнительной надписи, освобождено от уплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, а также за оказание услуг правового и технического характера нотариусами.
Для совершения исполнительной надписи необходимо предоставить документ, содержащий сведения о месте работы, сумме задолженности по начисленной, но не выплаченной работнику заработной плате, сроках выплаты, подписанный руководителем организации и главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем, скрепленный печатью организации, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательными актами вправе не использовать печати.
Исполнительная надпись является исполнительным документом и подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Персональная ответственность руководителя юридического лица за своевременность выплаты работникам заработной платы предусматривается в коллективном договоре юридического лица, а также в контракте, заключаемом с руководителем органом, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Ответственность за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы предусмотрена частью 1 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Указанные нарушения влекут наложение штрафа на нанимателя или уполномоченное должностное лицо нанимателя в размере от четырех до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
Кроме того, несвоевременная выплата заработной платы может явиться основанием для досрочного расторжения срочного трудового договора (контракта) за нарушение нанимателем законодательства о труде с выплатой выходного пособия.
Наталья Кенда
начальник отдела управления по труду, занятости
и социальной защите Березовского райисполкома