Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Социальная сфера // Социальная защита, труд и занятость
04/05/2022 08:05
Об оказании единовременной материальной помощи многодетным семьям к учебному 2022/2023 году
21/03/2022 05:03

Вопросы профессионального пенсионного страхования

С 21 января 2022 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон).

Законом предусмотрено комплексное урегулирование вопросов государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, внесены изменения в отдельные нормы Закона «О профессиональном пенсионном страховании».

Определено понятие «плательщики взносов на профессиональное пенсионное страхование» - это страхователи, к которым относятся работодатели из числа юридических лиц, их представительств и филиалов, имеющих отдельный баланс, а также представительств иностранных организаций, иностранных организаций, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым договорам (п. 3 статьи 3 Закона).

Из Закона «О профессиональном пенсионном страховании» исключены нормы об уплате взносов на ППС, содержащиеся в статье 7, что обусловлено регулированием таких отношений статьями 4 и 12 Закона.

Указом Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2021 г. № 448, с 21 января 2022 г. утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование». Размеры взносов на профессиональное пенсионное страхование (далее – взносы на ППС) установлены статьей 6 Закона.

Порядок определения объекта для исчисления взносов на ППС не изменился, однако следует обратить внимание, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2021 г. № 763 внесены изменения в Перечень № 115, который значительно расширен. Включение в него новых выплат обусловлено сближением налоговой базы для исчисления подоходного налога и объекта для исчисления взносов в Фонд и Белгосстрах, а также закреплением правоприменительной практики.

Согласно новой норме Закона «О профессиональном пенсионном страховании», органами Фонда, после принятия решения о назначении досрочной профессиональной пенсии, будут выдаваться пенсионные удостоверения (п. 6 статьи 15 Закона «О профессиональном пенсионном страховании»).
17/12/2021 12:12

27 сентября 2021 года Президентом Республики Беларусь был подписан Указ № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Согласно документу, параллельно с существующей пенсионной системой с 1 октября 2022 года в стране начнет работать новый механизм для добровольного накопительного страхования пенсий. Осуществлять страхование будет Республиканское унитарное страховое предприятие «Стравита».

Цель нововведения – расширить возможности для повышения материального обеспечения в старости, стимулировать участие граждан в добровольном страховании.

Суть заключается в софинансировании работодателем пенсионных накоплений гражданина на сумму, равную его платежам по договору страхования, но не более 3% от заработной платы (дохода) работника. По желанию работника, размер самостоятельных взносов может быть увеличен до 10% от его заработной платы (дохода).

Взносы начисляются и накапливаются на персональном счете. Впоследствии данные средства размещаются на рыночных условиях в депозиты и ценные бумаги. Это позволяет защитить средства граждан от инфляции.

Норма доходности по договору дополнительного накопительного пенсионного страхования устанавливается в размере ставки рефинансирования Национального банка, действующей в соответствующем периоде срока страхования. Порядок начисления и распределения дополнительной доходности (страхового бонуса) будет устанавливаться страховщиком по согласованию с Министерством финансов.

Заключить договор страхования может работающий гражданин, которому до достижения пенсионного возраста остается более 3 лет (наниматель не должен находиться в стадии ликвидации или банкротства).

С 1 октября 2022 года можно будет посетить офис Стравиты или заполнить заявление о страховании онлайн на сайте компании.

Необходимо будет указать:

  • размер собственных отчислений: от 1 до 10% от заработной платы;
  • срок выплаты (получения) дополнительной пенсии: в течение 5 или 10 лет;
  • информацию о нанимателе.

После заключения договора страхования необходимо представить нанимателю копию этого документа, а также написать заявление на удержание страхового взноса из заработной платы.

Далее вся ответственность за расчеты и перечисления лежит на нанимателе. Уплата производится путем удержания нанимателем из заработной платы работника и перечисления на счет Стравиты определенного в договоре страхования процента ежемесячно.

Сумма накоплений будет зависеть от ряда факторов: срока страхования, суммы отчислений, периода выплаты дополнительной пенсии, размера ставки рефинансирования, размера заработной платы работника, инвестиционной политики страховщика.

В совокупности с государственной трудовой пенсией доход человека будет приближен к его предпенсионному заработку.

Для привлекательности и развития вводимого вида страхования для работника и работодателя сохраняются действующие налоговые преференции для добровольного пенсионного страхования.

Так для юридических лиц, заключивших договор пенсионного страхования в пользу работников, предусмотрены следующие льготы:

  • Страховые взносы включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении.
  • На сумму страховых взносов не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения и Белгосстрах.
  • Страховые платежи по договорам страхования в пользу работников не отражаются в составе фонда заработной платы.

При этом для работодателя снижается размер обязательного страхового взноса на пенсионное страхование на величину страхового взноса за счет средств работодателя.

Для работников:

  • Физическое лицо, заключившее договор пенсионного страхования, вправе получить налоговый вычет на сумму уплаченных страховых взносов.

Государство регламентирует размещение денежных средств страховщика в государственных банках и ценных бумагах Министерства финансов и Банка развития; гарантирует страховые выплаты.

Для защиты интересов граждан на случай невыполнения своих обязательств страховые организации создают гарантийные фонды, средства которых перечисляют в республиканский бюджет. Эти средства имеют целевое назначение и выделяются страховщику по решению Президента Республики Беларусь, если страховщик не может выполнить свои обязательства.

При прекращении договора дополнительного накопительного пенсионного страхования в случае смерти или инвалидности страхователя выплачивается выкупная сумма в размере суммы фактически уплаченных страховых взносов за вычетом расходов на ведение дела, увеличенная на величину дохода.

Если прекратить уплату страхового взноса, то накопленная к этому периоду сумма замораживается, однако на нее продолжает начисляться доходность и бонус, но получить ее можно только после наступления общеустановленного пенсионного возраста.

Более подробную информацию о добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии можно получить на сайте Фонда (https://www.stravita.by), в представительстве государственного предприятия «Стравита» или в Березовском районном отделе Фонда.

10/11/2021 06:11

C 1 января 2009 года в Республике Беларусь действует профессиональное пенсионное страхование, которое введено Законом Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» (Законом о ППС). Деятельность по профессиональному пенсионному страхованию осуществляет Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Профессиональное пенсионное страхование охватывает работников, занятых в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности. К ним относятся лица, занятые на работах, предусмотренных Списком № 1 и Списком № 2, работницы текстильного производства (по установленному перечню), отдельные категории медицинских и педагогических работников, артистов, летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, трактористы-машинисты сельскохозяйственного производства, животноводы, доярки и другие. Полный перечень категорий работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, определен статьей 5 Закона о ППС.

При осуществлении профессионального пенсионного страхования применяются Список № 1 и Список № 2, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 года № 536, а также перечни работ, профессий, должностей работников (применительно к определенной категории работников), утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1490.

Взносы на профессиональное пенсионное страхование уплачивают работодатели, предоставляющие работу в особых условиях труда по трудовым  договорам. Законом о ППС на работодателей возложены также  обязанности по представлению в органы Фонда сведений о застрахованных лицах, необходимые для ведения профессиональной части индивидуальных лицевых счетов этих лиц. Это, в частности,  сведения о периодах работы в особых условиях труда и об уплате  взносов на профессиональное пенсионное страхование за эти периоды (форма ПУ-6).

Представленные работодателями сведения заносятся в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц и являются основанием для выдачи документов о продолжительности профессионального стажа.

Следует иметь в виду, что работникам, выработавшим до 1 января 2009 г. (до введения профессионального пенсионного страхования) не менее половины требуемого полного стажа работы с особыми условиями труда, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении». При назначении таких пенсий учитывается профессиональный стаж, сформированный после 1 января 2009 года.

Например. Для назначения пенсии за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» женщине, работающей учителем в школе, требуется 25 лет специального стажа. По состоянию на 1 января 2009 года такого стажа у нее имеется 20 лет 6 месяцев. После 1 января 2009 года женщина продолжает работать учительницей в школе и, в соответствии с законодательством, подлежит профессиональному пенсионному страхованию, за нее работодатель уплачивает взносы на профессиональное пенсионное страхование. Профессиональный стаж, приобретенный после 1 января 2009 года, учитывается при назначении пенсии за выслугу лет.

При этом согласно статье 21 Закона о ППС, пенсионные сбережения, учтенные на профессиональной части лицевого счета застрахованного лица, перечисляются для компенсации расходов по финансированию трудовой пенсии в период до достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста.

В рамках профессионального пенсионного страхования, начиная с 1 января 2009 года, работники, подлежащие профессиональному пенсионному страхованию (застрахованные лица), формируют свои права на профессиональные пенсии (приобретают профессиональный стаж). Выплата профессиональных пенсий осуществляется из отдельного самостоятельного источника. Таким источником являются пенсионные сбережения застрахованных лиц, которые состоят из взносов на профессиональное пенсионное страхование, уплачиваемых работодателями, и доходов от размещения этих средств в банке.

Законом о ППС предусмотрены два вида  профессиональных пенсий – досрочная и дополнительная. Размеры выплат профессиональных пенсий определяются исходя из сумм пенсионных сбережений, сведения о которых  содержатся на профессиональной части лицевого счета каждого застрахованного лица.

Досрочная профессиональная пенсия – это профессиональная пенсия, которая выплачивается застрахованным лицам в период до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Законом о ППС предусмотрено, что для приобретения права на досрочную профессиональную пенсию, застрахованное лицо должно иметь профессиональный стаж  установленной продолжительности в зависимости от категории застрахованного лица (статья 11 Закона о ППС). В этот стаж засчитывается работа застрахованного лица в особых условиях труда, а также период трудового отпуска (если отпуск следовал непосредственно за работой в особых условиях труда) при условии, что за эти периоды работодателем за застрахованное лицо уплачены взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Дополнительная профессиональная пенсия назначается застрахованным лицам, на профессиональной части индивидуального лицевого счета которых, на день достижения общеустановленного пенсионного возраста, имеются пенсионные сбережения. Эта пенсия выплачивается в дополнение к пенсии, получаемой из общих средств государственного социального страхования после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц работодатели обязаны своевременно и качественно проводить оценку условий труда на каждом рабочем месте, составлять и утверждать с участием профсоюзов перечень рабочих мест с особыми условиями труда, вести учет рабочего времени в особых условиях труда каждого застрахованного лица, своевременно и правильно уплачивать взносы на профессиональное пенсионное страхование, в установленные сроки представлять в органы Фонда достоверные сведения о периодах занятости застрахованных лиц в особых условиях труда и уплаченных взносах за эти периоды по формам ПУ-6.

От того, насколько обоснованно и в полном объеме работодателями представляются сведения, необходимые для ведения профессиональной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, зависит право граждан на досрочные пенсии, дополнительные профессиональные пенсии (и на размер этих пенсий). В случае отмены работодателем  представленных сведений либо их изменения органы Фонда обязаны отменить ранее выданные справки о продолжительности профессионального стажа и предоставить новые. Это может привести к негативным последствиям для застрахованного лица, вплоть до прекращения выплаты ранее назначенных пенсий и их пересмотра. В связи с этим, работу по профессиональному пенсионному страхованию необходимо работодателям наладить таким образом, чтобы максимально избежать таких последствий.

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (статья 24.11) за непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо представление таких документов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность.

Как показала практика применения законодательства о профессиональном пенсионном страховании, чаще всего у работодателей возникают вопросы, связанные с применением перечней категорий работников, на которых распространяется профессиональное пенсионное страхование, и критериев оценки условий труда на рабочих местах с особыми условиями труда (утверждены  постановлением  № 1490). В связи с этим, следует отметить, что  согласно пункту 5 данного постановления контроль за правильностью применения данных перечней и  критериев оценки условий труда уполномочены осуществлять республиканские органы государственного управления в отношении категорий работников в сфере регулирования в соответствии с компетенцией органа (т.е. Министерство здравоохранения – в отношении медицинских работников, Министерство образования – в отношении педагогических работников, Министерство сельского хозяйства и продовольствия – в отношении работников, занятых в сельскохозяйственном производстве). При возникновении у работодателя вопросов, связанных с применением перечней и критериев, необходимо обращаться в соответствующие республиканские  органы государственного управления.

Согласно статье 18 Закона о ППС застрахованные лица имеют право  получать у работодателя информацию о начисленных и уплаченных взносах на профессиональное  пенсионное страхование, а также о профессиональном стаже.  Кроме этого,  они  могут получить сведения о текущем состоянии  профессиональной части своего индивидуального лицевого счета  в органах  Фонда.

Необходимо обратить внимание, что с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 года № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (в редакции Указа от 17 января 2020 г. № 15) работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 г. отработали менее половины льготного стажа либо вовсе не имели его до указанной даты,  предоставляется право получения ежемесячной доплаты к заработной плате вместо профессионального пенсионного страхования. То есть, взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к заработной плате. Размер доплаты определяется работодателем, но не может быть менее суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, причитающихся к уплате в бюджет фонда за этого работника.

Выбор работником ежемесячной доплаты оформляется путем подачи работодателю письменного заявления. В заявлении работника указываются сведения о периодах специального стажа работы до 1 января 2009 года. Решение о праве конкретного работника на доплату принимается работодателем по результатам изучения документов, подтверждающих специальный стаж этого работника (в том числе у других нанимателей). В связи с выбором доплаты, у работника прекращается формирование профессионального стажа, но при желании можно отказаться от доплаты и опять участвовать в системе профессионального пенсионного страхования. Доплата, как и уплата взносов на профессиональное страхование, производится до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста.

Более подробную информацию о профессиональном пенсионном страховании можно получить на сайте Фонда (https://ssf.gov.by) или в Березовском районном отделе Фонда.
27/09/2021 09:09
Неоформление трудовых отношений - явный признак выплаты зарплаты «в конвертах».
05/07/2021 13:07
01/07/2021 06:07
20/04/2021 09:04

Социальная защита прав и интересов граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 года № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее – Закон о ЧАЭС).

Согласно Закону о ЧАЭС к гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, относятся:

участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий;

население, потерпевшее от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

К населению, потерпевшему от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, относятся:

1.                  граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения;

2.                  граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших на данную территорию после 1 января 1990 года;

3.                  граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь), инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее – инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий);

4.                  дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями (далее – дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий).

 

Участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (льготы по статье 19 и статье 20 Закона о ЧАЭС), имеют дополнительные льготы  на:

1.                  медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, службы;

2.                  первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения и определение в учреждения социального обслуживания на стационар;

3.                  выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% среднедневного заработка;

4.                  использование трудового отпуска в летнее или другое удобное время, а  для лиц с льготами по статье 19 Закона о ЧАЭС также получение социального отпуска без сохранения зарплаты на 14 дней в году;

5.                  преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации;

6.                  преимущественное право на зачисление для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;

7.                  прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения; с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;

8.                  первоочередное вступление в гаражные кооперативы и кооперативы по эксплуатации автостоянок.

Статьей 18 Закона о ЧАЭСгражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам (детям-инвалидам) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, предоставлены следующие виды льгот.

I. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, а также инвалиды I и II группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий:

1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, военной службы или службы;

2. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

3. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

4. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

5. получение, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

6. бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;

7. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;

8. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси;

9. 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

10. зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

11. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;

12. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;

13. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации.

Также указанные граждане, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, имеют право на:

1. 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения;

2. 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) по установленным в соответствии с законодательством Республики Беларусь субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь для продажи населению.

II. Инвалиды III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий:

1. медицинское обслуживание при выходе на пенсию в организациях здравоохранения, к которым они были прикреплены по последнему месту работы, военной службы или службы;

2. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

3. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

4. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

5. получение, если они состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

6. зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

7. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;

8. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время, а также получение социального отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в году;

9. преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников при равной производительности труда и квалификации.

III. Дети-инвалидывследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий:

1. бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь;

2. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства;

3. бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси;

4. бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

5. первоочередное определение в учреждения социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание;

6. первоочередное обслуживание в организациях здравоохранения, связи, службы быта, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

7. зачисление вне конкурса или преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения профессионально-технического образования, преимущественное право на зачисление при равном общем количестве баллов для получения среднего специального, высшего образования в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях на период обучения;

8. прием вне конкурса на факультеты довузовской подготовки, подготовительные отделения с обязательным обеспечением иногородних обучающихся местами для проживания в общежитиях;

Помимо вышеуказанных льгот неработающие граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, неработающие инвалиды І и ІІ группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, дети-инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами Республики Беларусь.

.

В соответствии со ст. 24 Закона о ЧАЭС граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения имеют право на:

1. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного заработка за календарные дни, удостоверенные листком нетрудоспособности;

2. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время.

Граждане, проживавшие до 1 января 1990 г. и выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении всего периода после их выезда из указанных зон, имеют право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Гражданам, получившим при переселении из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, денежная компенсация за утраченные жилые дома и строения, принадлежавшие им на праве собственности, выплачивается в случае, если стоимость утраченных жилого дома и строений превышает стоимость жилого помещения по новому месту жительства, в размере разницы между этими стоимостями.

Гражданам, самостоятельно выехавшим из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения и утратившим имущество в связи с переселением, а также гражданам, получившим в наследство либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, имущество, находящееся в указанных зонах, выплачивается денежная компенсация только за то имущество, которое не может быть использовано ими ввиду радиационного загрязнения.

Документами, подтверждающими право на льготы, установленные Законом о ЧАЭС, являются удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (далее – удостоверение) и справки, порядок выдачи которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Установление статуса участника ликвидации осуществляется следующими государственными органами (организациями):

1. республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, — гражданам, работающим (в том числе работающим пенсионерам), проходящим службу (военную службу) в органах государственного управления и подчиненных им организациях;

2. облисполкомами, Минским горисполкомом, администрациями районов г. Минска — гражданам, работающим в местных исполнительных и распорядительных органах и в подчиненных им организациях, гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями (по месту регистрации индивидуального предпринимателя), гражданам, работающим в юридических лицах частной формы собственности (по месту нахождения юридического лица), а также неработающим гражданам (по месту их жительства);

3. областными, Минским городским комитетами по труду, занятости и социальной защите — неработающим пенсионерам, кроме неработающих военнослужащих, уволенных в запас или отставку, неработающих пенсионеров органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;

4. Министерством обороны, Комитетом государственной безопасности, Государственным пограничным комитетом, Министерством внутренних дел, Министерством по чрезвычайным ситуациям соответственно — неработающим военнослужащим, уволенным в запас или отставку, неработающим пенсионерам органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов по чрезвычайным ситуациям;

5. областными, Минским городским военными комиссариатами – военнообязанным, призывавшимся на специальные военные сборы и привлекавшимся к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Установление статуса потерпевшего, за исключением установления статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется рай(гор)исполкомами, администрациями районов в городах областного подчинения и г. Минска по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.

Установление статуса потерпевшего гражданам, претендующим на получение льгот, установленных статьей 18 Закона, осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом по месту жительства граждан, потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий

13/04/2021 08:04

Управление по труду, занятости и социальной защите Березовского райисполкома информирует о том, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 февраля 2021 г. № 75 утвержден очередной Перечень населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения(далее — Перечень).

Согласно указанному Перечню в Брестской области в зоне проживания с периодическим радиационным контролем – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/кв. м (от 1 до 5 Ки/кв. км), или стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв. м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв. км), или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв. м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв. км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, находится 91 населенный пункт и 3 объекта;

в зоне с правом на отселение – территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 185 до 555 кБк/кв. м (от 5 до 15 Ки/кв. км), или стронция-90 от 18,5 до 74 кБк/кв. м (от 0,5 до 2 Ки/кв. км), или плутония-238, 239, 240 от 0,74 до 1,85 кБк/кв. м (от 0,02 до 0,05 Ки/кв. км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв, и другие территории с меньшей плотностью загрязнения указанными радионуклидами, на которых средняя годовая эффективная доза облучения населения может превысить 1 мЗв, находится 3 населенных пункта.

Вышеуказанный Перечень в соответствии с частью пятой статьи 6 Закона Республики Беларусь от 26 мая 2012 г. № 385-З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» пересматривается с учетом изменений радиационной обстановки и утверждается Советом Министров не реже одного раза в пять лет.

Новый Перечень подготовлен на основании:

сведений ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды о плотности загрязнения почв цезием-137, стронцием-90, плутонием-238, 239, 240 по состоянию на 1 января 2020 г., в том числе с учетом результатов дополнительного обследования, проведенного в период 2016–2020 гг.;

данных Каталога средних годовых эффективных доз облучения жителей населенных пунктов Республики Беларусь, утвержденного 10 апреля 2020 г. Министром здравоохранения В.С.Караником.

В случае необходимости, более детальная информация о плотности загрязнения отдельных населенных пунктов может быть получена в ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Ознакомиться  с документом можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

17/12/2020 11:12

В соответствии со ст. 43 Конституции Республики Беларусь, ст.  149Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ)работники имеют право на трудовой отпуск.

При этом право на основной трудовой отпуск имеют все работники независимо от того, кто является их нанимателем (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо), от вида заключенного ими трудового договора (по основному месту либо по совместительству), срока трудового договора, степени занятости работника (полное или неполное рабочее время), занимаемой должности, формы организации и оплаты труда (ст. 154 ТК РБ).

Согласно ст. 155 ТК РБпродолжительность основного трудового отпуска не может быть менее 24 календарных дней. Для отдельных категорий работников установлена продолжительность основного трудового отпуска свыше 24 календарных дней. Перечни организаций и должностей служащих, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней». В частности, для инвалидов, работников моложе восемнадцати летпредусмотрено предоставление основного трудового отпуска продолжительностью 30 календарных дней.

Продолжительность основного трудового отпуска обязательна для всех нанимателей.

Следует отметить, что обязанные лица, трудоустроенные и возмещающие расходы по судебному постановлению, имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью семь календарных дней, социальные отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Иные трудовые и социальные отпуска, предусмотренные законодательством о труде, обязанным лицам не предоставляются (ч. 8 п. 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»).

Если же обязанные лица добровольно возмещают расходы по содержанию детей (судебное постановление не выносилось), то они имеют право на трудовые отпуска продолжительностью, установленной ТК РБ.

Право на дополнительный трудовой отпуск имеют определенные категории работников. В отличие от основного отпуска дополнительные отпуска предоставляются при наличии оснований, определенных ТК РБ. Трудовое законодательство предусматривает несколько видов дополнительных отпусков:

- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы (ст. 157 ТК);

- за ненормированный рабочий день (ст. 158 ТК);

- за продолжительный стаж работы (ст. 159 ТК);

- дополнительные поощрительные отпуска (ст. 160, п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК).

В соответствии со ст. 157 ТК РБ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании аттестации рабочих мест по условиям труда предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Работникам, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется дополнительный отпуск за особый характер работы.Порядок, условия предоставления указанных дополнительных отпусков и их продолжительностьопределены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы».

При занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями труда отпуск предоставляется на основании аттестации рабочих мест по условиям труда. Продолжительность дополнительного отпуска определяется в зависимости от установленного по результатам аттестации класса (степени) вредности или опасности условий труда (от 4 до 14 дней).

Продолжительность отпуска за особый характер работы(от 4 до 42 календарных дней) уже определена с учетом вредных и (или) опасных условий труда. Поэтому для его предоставления проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не требуется.

Согласно ст. 158 ТК РБ работникам с ненормированным рабочим днем наниматель устанавливает дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней.Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем, а в отношении работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, – постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2008 г. № 408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день».

Ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут при необходимости эпизодически по письменному или устному приказу (распоряжению), постановлению нанимателя или по своей инициативе с ведома нанимателя или уполномоченного должностного лица нанимателя выполнять свои трудовые обязанности за пределами установленной нормы продолжительности рабочего времени.Возможная в связи с этим переработка сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день(ст. 1181 ТК РБ).При этом необходимо иметь в виду, что постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2007 № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день» утверждены категории работников, которым ненормированный рабочий день не устанавливается, следовательно,  им не может быть предоставлен дополнительный трудовой отпуск за ненормированный рабочий день (работникам, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени; лицам, работающим по совместительству;работникам, которым установлен режим рабочего времени при сменной работе;работникам, занятым на работе неполное рабочее время, за исключением случаев, когда трудовым договором предусмотрена работа на условиях неполной рабочей недели, но с полным рабочим днем;работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени;работникам со сдельной оплатой труда).

В соответствии со ст. 159 ТК РБ работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель можетустанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.

Коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально - трудовым договором,могут устанавливаться дополнительные поощрительные отпуска (ст. 160 ТК РБ).Продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК РБ, не установлена.

Но при заключении контракта наниматель обязанпредусмотреть в качестве дополнительной меры стимулирования труда и предоставитьдополнительный поощрительный отпуск с сохранением среднего заработка до пяти календарных дней(п. 3 ч. 1 ст. 2612 ТК РБ).

Трудовой отпуск должен предоставляться за работу в течение каждого рабочего года (ежегодно) с сохранением прежней работы и среднего заработка (ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 170 ТК РБ).

Следует подчеркнуть, что трудовой отпуск предоставляется не за календарный год (с 1 января по 31 декабря), а за рабочий, который исчисляется для каждого работника со дня приема на работу: при приеме на работу с 17 августа 2020 года рабочий год будет длиться с 17.08.2020 по 16.08.2021 включительно.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за первый рабочий год предоставляются, как правило, не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя.До истечения шести месяцев работы наниматель обязанпредоставить трудовые отпуска по желанию работникаотдельным категориям работников, которые предусмотрены ст. 166 ТК РБ (женщинам перед отпуском по беременности и родам или после него; лицам моложе восемнадцати лет; работникам, принятым на работу в порядке перевода и др.).Кроме того, допускается предоставление отпуска пропорционально отработанной части рабочего года, но не менее 14 календарных дней.

Трудовые отпуска (основной и дополнительный) за второй и последующие рабочие годы предоставляются в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления трудовых отпусков (ст. 167 ТК РБ).Т.е., при приеме на работу с 17 августа 2020 года трудовой отпуск за второй год работнику можно предоставить не ранее 17.08.2021.

Продолжительность отпусков работников исчисляется в календарных днях (ч. 1 ст. 151 ТК). При этом государственные праздники и праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются (ч. 2 ст. 151 ТК).Т.е, при предоставлении трудового отпуска продолжительностью 28 календарных дней с 02.11.2020 трудовой отпуск закончится 30.11.2020 (последний день отпуска).День 07.11.2020 в число календарных дней отпуска не входит и не оплачивается (средний заработок сохраняется за 28 календарных днейотпуска).

Отпуска оформляются приказом (распоряжением, решением) или запиской об отпуске, которые подписываются от имени нанимателя уполномоченным им должностным лицом (ст. 152 ТК РБ).

Хочется подчеркнуть, что самовольное использование отпуска не допускается. В соответствии  с п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» самовольный уход в отпускявляется прогулом.

Главный государственный инспектор труда

Березовского межрайонного отдела

Брестского областного управления

Департамента государственной инспекции труда Пучинец В.Я.

К списку новостей