Рекомендации по соблюдению мер «цифровой гигиены»
Необходимо: |
Не рекомендуется: |
|
Защита данных банковской платежной карточки |
||
Хранить в тайне пин-код, сведения с карточки сеансовых кодов |
Хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке |
|
Прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода |
Сообщать кому-либо реквизиты карты или отправлять их фото по сети Интернет |
|
Оформить отдельную карту для онлайн-покупок, выезда за границу, и не хранить на ней большие суммы. Для карты, используемой в Беларуси, рекомендуется ограничить возможность ее использования за пределами нашей страны |
Распространять свои персональные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона), логин и пароль доступа к системе «Интернет-банкинг» |
|
Использовать двухфакторную аутентификацию, установить лимиты на максимальные суммы операций, подключить смс-оповещение о проведении операций по карте |
Сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений: сеансовые пароли, код авторизации, пароль «3-D Sequre» и т.д. |
|
Скрыть CVV номер на карте (трехзначный номер на оборотной стороне), предварительно сохранив его |
Пользоваться системой «Интернет-банкинг» на чужих компьютерах или мобильных устройствах |
|
Вводить логин и пароль к системе «Интернет-банкинг» только на официальном сайте или в мобильном приложении банка |
|
|
В случае утери (кражи) карты, незамедлительно по телефону обратиться в банк для ее блокирования |
|
|
При обнаружении несанкционированного списания денежных средств с карт-счета, незамедлительно обратиться с заявлением в банк для их возврата по принципу «нулевой ответственности» |
|
|
Безопасность электронной почты |
||
Подключить двухфакторную аутентификацию |
Реагировать на письма от неизвестного отправителя: скорее всего, это спам или «фишинговая» рассылка |
|
Использовать минимум 2 типа |
Открывать подозрительные вложения к письму: сначала позвоните отправителю и узнайте, что это за файл |
|
Использовать спам-фильтры и соответствующее антивирусное программное обеспечение |
Отправлять в открытом виде важные данные (фотоизображения документов, пароли и т.д.). В случае необходимости – заархивировать, установив сложный пароль |
|
В случае подозрительных ситуаций проверить статистику подключений и изменить пароль |
|
|
Надежные пароли |
||
Создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам |
Хранить пароли на бумажных носителях, рабочем столе компьютера и в других легкодоступных местах, а также передавать их кому-либо |
|
Использовать сложные пароли: минимум 12 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и т.д. |
Сохранять пароль автоматически в браузере |
|
Доверять только проверенным менеджерам паролей |
Использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетной записи, никнейм, дату рождения и т.д.) |
|
Регулярно производить смену паролей |
Использовать повторение символов, биографическую информацию и сведения, обнародованные в социальных сетях |
|
Использование браузеров и сайтов |
||
Использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать неблагоприятных последствий после посещения зараженных сайтов |
Переходить по непроверенным ссылкам и посещать сайты сомнительного содержания |
|
Производить регулярное обновление ПО, антивирусов и файерволов |
Вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено (нет https) |
|
Обращать внимание при авторизации на доменное имя интернет-ресурса (может произойти подмена имени сайта с целью «фишинга») |
Открывать всплывающие окна, рекламные баннеры и устанавливать предлагаемое неизвестными сайтами ПО |
|
Использование приложений, соцсетей и мессенджеров |
||
По возможности скрывать номер телефона, адрес электронной почты и другие сведения |
Размещать персональную и контактную информацию о себе в открытом доступе |
|
Обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя на сомнительные просьбы и предложения |
Использовать указание геолокации на фото и постах |
|
Устанавливать программное обеспечение только из достоверных источников |
Отвечать на обидные выражения и агрессию в соцсетях – лучше написать об этом администратору ресурса |
|
Безопасность мобильных устройств |
||
Использовать пин-код, а также дополнительные способы блокирования устройства (графический ключ, пароль, отпечаток пальца и др.) |
Передавать незнакомым мобильный телефон или сим-карту. В случае передачи – контролировать все действия, которые производятся с устройством |
|
Своевременно обновлять операционную систему устройства, антивирус и др. ПО |
Устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами |
|
Устанавливать приложения из PlayMarket, AppStore или только из проверенных источников |
Перезванивать на незнакомые иностранные номера |
|
Обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ |
Хранить важную информацию на мобильном устройстве |
|
Включить встроенные функции устройства для определения его местонахождения |
Делать полное снятие ограничения на устройстве («джейлбрейк», режим «суперюзера») |
|
В случае утери (кражи) устройства, незамедлительно сменить пароли к интернет-банкингу, электронной почте и другим сервисам, а также обратиться в правоохранительные органы |
|
|
При смене абонентского номера обязательно изменить привязку интернет-сервисов к новому номеру (лучше сделать это заблаговременно) |
|
|
При продаже устройства произвести его сброс до заводских настроек |
|
|
Безопасный Wi-Fi |
||
После установки устройства для доступа к Wi-Fi сразу же поменять пароль и логин, установленные по умолчанию |
Вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам Wi-Fi в кафе, транспорте, торговом центре и т.д. |
|
Использовать надежный пароль для доступа к вашей Wi-Fi точке |
Включать общий доступ к своей Wi-Fi точке, даже если у вас безлимитный Интернет |
|
Деактивировать автоматическое подключение своих устройств к открытым Wi-Fi точкам |
|