Берёзовский районный исполнительный комитет

Берёзовский районный исполнительный комитет
burger
Главная // Социальная сфера // Культура // Историко-культурное наследие Березовского района

Историко-культурное наследие Березовского района

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА


Всего на территории Березовского района 27 материальных недвижимых историко-культурных ценностей и 3 объекта нематериального наследия внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Материальные недвижимые историко-культурные ценности Березовского района:

*    11 памятников архитектуры;

*    5 памятников археологии

      11 памятников истории.

Нематериальное наследие Березовского района:

*    бытовой танец «Споровская полька»;

*    технология изготовления щеповой птицы-оберега;

 

* традиция приготовления рыбы, сушенной в печи на соломе, и блюд на ее основе.

     

Памятники архитектуры

На территории Березовского района находится 11 памятников архитектуры, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Из них три памятника республиканского значения и 8 памятников регионального.

Памятники архитектуры Березовского района республиканского значения:

*    остатки бывшего кляштора картезианцев в г. Береза;

*    фрагменты бывшего усадебно-паркового комплекса Пусловских в агрогородке Пески;

 

*    костел Святой Девы Марии в агрогородке Сигневичи.

     
 

ОСТАТКИ БЫВШЕГО КЛЯШТОРА КАРТЕЗИАНЦЕВ В г. БЕРЕЗА

 

(1648-1689 ГГ.)


Строительство монастыря в Березе связано с одним из самых известных родов Беларуси - Сапегами. Именно на их землях монахи-картезианцы построили свое прибежище. Произошло это с согласия Казимира Льва Сапеги, сына знаменитого Льва Сапеги. Казимир был очень набожным, вот и подарил часть своих земель монастырю. Вернее, предложил монахам самим выбрать понравившиеся земли. Те решили строить монастырь рядом с местечком Березой. В 1648 году произошла закладка первого камня в фундамент будущего памятника архитектуры. Строительством руководил итальянский архитектор Джованни Батисто Джислени.


Монастырь строили около сорока лет, закончилось строительство в 1689 году. Правда, главный костел монастыря был готов гораздо раньше: он был освящен уже в 1666 году. В состав комплекса входили еще жилые корпуса, библиотека, госпиталь, столовая, аптека и различные хозяйственные постройки. Вокруг монастыря раскинулся большой сад. В центре монастырского дворца расположилась звонница с толстыми стенами и ярусами для пушек. Весь комплекс был окружен толстыми стенами, попасть внутрь можно было через массивную браму с бойницами. Этот монастырь считался одним из лучших в Рейнской провинции ордена картезианцев, куда входили земли Речи Посполитой.

Покровитель монахов Казимир Лев Сапега не дождался конца строительства, он умер гораздо раньше. Его прах упокоился в монастырском костеле, там же нашли успокоение еще восемь поколений знаменитого рода.

Подробности легендарного строительства хорошо известны, ведь в куполе костела был найден подробный отчет. Фигурирует там и сумма, потраченная на возведение монастыря - 300 тысяч червонцев.

Монахи-картезианцы были затворниками и аскетами, поэтому и планировка монастыря была необычной. Много внимания уделялось обороноспособности комплекса, он был обнесен шестиугольным валом, крепостной каменной стеной. Кроме того, по периметру были расположены пять башен, в одной из них была создана каплица Святого Бруно, который был основателем ордена. Сам комплекс делился на две части: центральную и внешнюю. В центральной части жили монахи-отшельники, а внешняя была предназначена для монахов, которые не порвали все связи с миром.

Правила ордена картезианцев предусматривали аскетизм, доведенный до крайней степени. Каждая келья была изолирована, имела свой маленький двор и огород. Монахи практически не общались между собой. Только по воскресеньям они выходили в монастырский сад и общую трапезную, только в эти дни им разрешалось говорить. Все остальное время они не должны были общаться ни с кем. Пищу им подавали через зигзагообразный канал, который был сделан так, чтобы отшельники не видели даже рук того, кто приносил еду.

Могущество ордена картезианцев на этих землях было недолгим. После раздела Речи Посполитой все картезианские монастыри были закрыты, обитель в Березе была последней. Но и ее закрыли после восстания 1830-1831 годов. Собственность монахов передали кадетскому корпусу в Полоцке. В жилых корпусах монастыря разместили казармы, костел отдали приходу, а монахов отправили по другим монастырям.


После восстания 1863-1864 годов здания величественного комплекса стали разбирать на кирпичи, из которых строили новые казармы. В 1915 году оставшиеся здания монастыря сгорели во время пожара. От былого кляштора остались только руины, которые постепенно разрушались.

До наших дней сохранились остатки колокольни, здания госпиталя, части стен с западной, северной и южной стороны, две угловые башни, а также въездная брама, которая была в 2014 году была отреставрирована за средства районного бюджета.

ФРАГМЕНТЫ БЫВШЕГО УСАДЕБНО-ПАРКОВОГО КОМПЛЕКСА ПУСЛОВСКИХ В АГРОГОРОДОКЕ ПЕСКИ


Комплекс сформирован при Казимире Михаиле Пусловском. Впоследствии имение переходило от одного наследника к другому.

Расцвет дворцово-паркового ансамбля в Песках пришелся на конец ХVІІІ – начало ХІХ вв., когда хозяином здешнего имения был Войцех Пусловский – владелец промышленных мануфактур и маршалок шляхты (предводитель дворянства) Слонимского повета.

Усадьба расположена на ровной террасе озера Черное. Представление о ней дает одна из литографий с акварели Наполеона Орды и записи Ю. Немцевича, который посетил усадьбу в 1819. Усадьба была заложена в наиболее приподнятой северо-западной части владений. Центральное положение в ней занимал дворец, расположенный среди парка. Дворец имел богатое собрание картин кисти отечественных и зарубежных художников, архив, библиотеку в основном французских и польских изданий, собрание древних рукописей, коллекцию оружия. Ю. Немцевич упоминает еще красивый костел, построенный Войтехом Пусловским в «четвертой части мили от дворца», в котором имелось редкое собрание икон. Святыня возвышалась в соседнем Ольшеве. Утеряна в годы последней войны.


Великолепный дворец погиб в пламени пожара в 1843 году.

Тогда под усадебный дом перестроили старую конюшню, перевезя сюда кое-какие спасенные ценности: картины, оружие, ковры. Уцелели еще одна конюшня, винокурня, а также большой парк с экзотическими деревьями, глядящими в темные воды глубокого Черного озера.

Усадебный дом, бывшая конюшня выездных лошадей – прямоугольное одноэтажное здание из бревен лиственницы с четырехскатной крышей. Его фасады украсили портики из четырех тосканских колонн, которые завершались фронтонами с розетками в центре. Дом опоясывал декоративный карниз.

Над входными дверьми имелись барельефы головы собаки, чем подчеркивалось пристрастие хозяев к охоте. Одновременно меняется хозяйственная структура усадьбы. За домом, на ее окраине, размещается спиртзавод.

Парадный двор усадьбы окружал большой пейзажный парк в духе романтизма. В плане он имеет форму прямоугольника, вытянутого вдоль озера. С северной и западной сторон к нему вели длинные въездные аллеи.

Въезды в усадьбу были фиксированы брамами. Брама образована двумя высокими цилиндрическими башнями с зубчатым завершением, между которыми оформлен арочный проезд с зубчатым аттиком. Брама имеет богатый неоготический декор: щели-бойницы, ниши, рельефные кресты.


Западный въезд в усадьбу также имел браму, построенную в других формах. Она меньших размеров и не имела башен. Позднее была переделана под магазин, в связи, с чем арочный проезд замуровали. Оконные проемы прямоугольные, стены декорированы узкими остроконечными нишами. В середине над аркой возвышается зубчатый фронтончик. Внутри здание разделено на три камеры: средняя из них, служившая в прошлом проезжей частью, имела острый неоготический арочный свод.  Сейчас сооружение имеет вид руин. В последние годы утрачен зубчатый парапет, окружающий сооружение по периметру и закрывающий крышу. От брамы до усадебного дома вдоль дороги тянулись рабатки с цветочными растениями.


Парк занимал центральную и южную часть усадьбы. Он представлял собой естественный ландшафт, несколько видоизменный человеком. Здесь ходили павлины, цесарки, в вольере содержался орел. С западной стороны парк отделялся от сада линейной посадкой лиственницы, граба, вяза гладкого и ольхи черной.

В первую мировую войну строения бывшего классицистического двора сгорели или были разобраны. Сохранились усадебный дом, спиртзавод (бровар), северная и южная брама, а также хорошо сохранилась часть парка, заложенная бывшими владельцами усадебного комплекса.

В 2020 году в рамках проведения актуализации сведений об историко-культурных ценностях Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь, на основании историко-архивных, библиографических и натурных исследований, совершенных в целях разработки проекта зон охраны, были внесены изменения в состав комплексной материальной недвижимой историко-культурной ценности. Состав пополнился броваром и южной брамой, а северной браме присвоена отдельная 3 категория ценности.

КОСТЁЛ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ, Д.СИГНЕВИЧИ


Костел, в южной части агрогородка, был сооружен в конце ХVIII столетия (1785г.) в стиле барокко Юзефом Прозором, бывшим владельцем Сигневичей, который обрел вечный покой в подземелье храма вскоре после его возведения. Он же заложил здесь усадьбу, которая спустя полвека перешла к Ромуальду Нейгоф фон Лею. По его инициативе костел Девы Марии был отреставрирован и использовался как церковь, но во время Первой мировой войны сильно пострадал, после чего был заново отстроен. Переделки заметно сказались на облике святыни, излишне тяжеловесном для позднего барокко: особенно это касается плоскостного решения главного фасада и его почти «оборонительных» по виду башен.

В 1915 году храм был подожжен и сожжен.

Восстановлен в 1925 году. Службы не прекращались с этого времени до 1949 года. В том же году священник был арестован советскими властями, которые превратили бывшую церковь в склад под минеральное удобрение.

Лишь в 1989 году костел вернули католикам, и в том же году началось его восстановление.

ЦЕРКОВЬ УСЕКНОВЕНИЯ, АГРОГОРОДОК СОКОЛОВО


Церковь находится в центре деревни Соколово на кладбище.

В 1820 году в Соколово была построена католическая часовня, а в 1865 году сооружена деревянная церковь местным помещиком Пусловским. Освящена церковь 9 декабря 1866 года.

После Второй Мировой войны здание церкви сохранилось. 22 марта 1961 года Брестский исполком снял ее с учета действующих церквей, как являющуюся приписной церковью к Песковскому приходу.

Известно по документам уполномоченного по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Брестской области, что с 1 марта 1965 года церковь не использовалась по назначению. Она просто пустовала и ждала своего открытия.

В 1990 году приход стал вновь действовать.

 

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, АГРОГОРОДОК СЕЛЕЦ


Церковь находится в центре агрогородка Селец. Церковное здание каменное, с такой же колокольней, было построено в 1865–1869 годах на средства правительства, местного помещика Симонта и прихожан. Освящение храма было совершено 28 августа 1869 года в честь Успения Пресвятой Богородицы Селецким благочинным, священником Титом Ячиновским.

КОСТЕЛ СВЯТОГО АЛЕКСЕЯ, АГРОГОРОДОК СЕЛЯЦ


Первый известный римско-католический храм в Сельце был построен в 1471 году и освящен как костел Святого Лаврентия.

В 1863 году, после подавления антироссийского восстания, храм разобрали. Спустя несколько лет на его месте была основана Русская православная церковь. Католический приход оставался большим, но российские власти не разрешили строительство нового. И только в 1906 году, после вихря крестьянских волнений, разрешение все же было получено.

В 1912 году в Сельце был построен новый римско-католический храм в неоготическом стиле. Здание спроектировал гродненский губернский архитектор В. Срока.

В конце 1939 года костел закрыли. Здание использовалась как зернохранилище, затем как склад. И только в 1990 году храм вернули верующим.

СВЯТО-НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ДЕРЕВНЯ ЧЕРНЯКОВО



Памятник деревянного зодчества. Черняковская Свято-Николаевская церковь была построена в 1725 году на средства помещиков Станислава и Бенедикты Юревичей.

Престол освящён в честь святителя и чудотворца Николая. В 1868 году храм был отремонтирован. В 1960 году храм закрыли. Спустя 30 лет в храме возобновились богослужения.

Особо почитаемая местночтимая икона - Черняковская икона Божией Матери.

По легенде в 1700 году на сосне в лесу около д. Черняково местному крестьянину, который искал своих волов, в сосновом дупле в необычайном блеске явился образ Богородицы. После 24-летнего пребывание образа на древе несколько раз Богородица являлась во сне безнадёжно больному крестьянину д. Лесковичи и изъявила желание, чтобы на месте явления её образа была построена церковь. Крестьянин объявил о своём видении во сне владельцу сей местности помещику Самуилу Юревичу, который поставил на месте явления иконы часовню, а затем заложил на месте часовни церковь в честь святителя и чудотворца Николая. После смерти Самуила Юревича строительство храма продолжил его сын Станислав с женой Бенедиктой.

В алтаре был помещён чудотворный образ. В верхней части его были изображены Дева Мария с Младенцем (в верхней левой части), Николай Чудотворец (в верхней правой части), в нижней части – святители Петр, Алексий, Иона, Филипп и святая великомученица Варвара.

Икона почиталась как чудотворная и до очередного витка борьбы с религией в 60-х годах находилась в церкви. В 1960 году храм закрыли, а чудотворную икону вывезли в Государственный Художественный музей Беларуси, где она находится поныне.

Иконописец Виктор Петрович Тихонов сделал копию святыни в 1989-1990 гг.

Копия чудотворной иконы была освящена 7 июля 2007 года Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом в домовой церкви. Торжественное возвращение святыни произошло 30 августа 2009 года.

 

ЦЕРКОВЬ ИОАННА БОГОСЛОВА, АГРОГОРОДОК СТРИГИНЬ


Архитектура храма в традициях деревянного зодчества.

Свято-Иоанно-Богословская церковь аг. Стригинь была построена в 1817 году, как кладбищенская часовня деревни Стригинь. Строительство велось стараньями местного жителя Василия Крука. Церковь использовалась, как часовня для отпевания униатов, которые представляли значительную часть местного населения. В советское время часовня не действовала.

22 марта 1961 году церковь была закрыта. Церковь пустовала и долгое время не использовалась. Открыта была только в 1986 году. В этом же году прихожанами был сделан капитальный ремонт здания храма.

ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, АГРОГОРОДОК ПЕСКИ


Троицкая церковь аг. Пески Березовского района Брестской области была построена в 1827 году усердием прихожан при содействии помещика Войцеха Пусловского для временного служения, на месте бывшей церкви, которая сгорела в 1826 году.

14 сентября 1878 году церковь повторно освящена, после ее ремонта на средства местного прихода и прихожан. Во время Второй мировой войны церковь не пострадала и не закрывалась, все время проходило служение.

БЕРЕЗОВСКАЯ ГРЭС, ГОРОД БЕЛООЗЕРСК


Березовская ГРЭС - одна из первых блочных электростанций в Республике Беларусь, образец промышленной архитектуры 1960-х гг.

Березовская ГРЭС входит в состав Республиканского унитарного предприятия «Брестэнерго», которое было создано в мае 1954 года.

Значительным событием для Брестской энергосистемы стало строительство Березовской ГРЭС, начатое в 1958 году. Это первая в нашей Республике блочная тепловая электростанция, которая строилась как энергетическая база для промышленно-аграрного комплекса западных областей Беларуси. Первоначально это была крупнейшая ТЭС (тепловая электрическая станция) Беларуси, которая не только покрывала часть нагрузок Белорусской энергосистемы, но и выдавала электрическую энергию в Международное объединение энергосистем «Мир».

Также в 1958 году возводиться рабочий поселок Березовский. В 1960г. переименован в Белоозерск.

Станция построена в 1958-1967 гг. В декабре 1961 г. введен в эксплуатацию первый энергоблок.


Памятники истории

В Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь внесено 11 памятников истории Березовского района.

БРАТСКАЯ МОГИЛА


г. Береза, Комсомольский сквер

В могиле покоятся солдаты, погибшие в начале Великой Отечественной войны и воины 20-го стрелкового корпуса 28-й армии 1-го Белорусского фронта, погибшие в июле 1944 года при освобождении Березовского района от немецко-фашистских захватчиков.

МОГИЛА ЖЕРТВ ФАШИЗМА


г. Береза, северная часть кладбищ по ул. Александра Пушкина

Захоронение 4,5 тыс. мирных жителей, которые были расстреляны немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны возле стен бывшего монастыря.

БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН


г. Белоозерск, ул. Владимира Ленина

Место, где похоронены 49 воинов и партизан, в том числе 19 летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЗДИТОВСКАЯ ОБОРОНА»


д. Здитово, ул. Советская

3-11 апреля 1944г. возле д. Здитово проходили бои партизанских бригад имени Дзержинского, «Советская Белоруссия» и 345-го партизанского отряда против немецко-фашистских захватчиков. Недалеко от деревни размещались партизанские формирования, штаб Брестского партизанского соединения, Брестский подпольный обком КП(б)Б. В начале апреля 1944г. гитлеровцы сконцентрировали в этом районе отряды СС, 10 артиллерийских и минометных батарей, танки, бомбардировщики. Партизанские бригады и отряды, под обороной которых находилось 10 тысяч мирных жителей, очутились в окружении.

3 апреля каратели начали наступление на позиции партизан в нескольких направлениях. 7 дней партизаны отбивали атаки фашистов. Ночью 11 апреля по приказу командования партизаны отошли на 2-ю линию обороны между деревнями Здитово и Спорово. Гитлеровцы форсировали р. Дорогобуж, вошли в Здитово и Спорово, но 2-ю линию обороны штурмовать не отважились.

Эти события вошли в историю как «Здитовская оборона», а на месте былых боев в 1975 году был сооружен мемориальный комплекс.

БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН


аг. Пески, на пересечении ул. Советской и ул. Красноармейской

В Братской могиле захоронено 42 воина и партизана, в том числе партизаны бригады «Советская Белоруссия», им. Ф.Э.Дзержинского и им. Я.М.Свердлова, которые погибли в боях против немецко-фашистских захватчиков около деревень Спорово и Пески.

БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ


д. Осовцы, на пересечении ул. Советской и ул. Юрия Гагарина

В Братской могиле захоронено два советских воина, погибших в бою против немецко-фашистских захватчиков.

БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН


аг. Подкраичи, ул. Ленина

Захоронено 100 воинов Красной Армии, погибших в боях против немецко-фашистских захватчиков в 1941 и 1944 гг., в т.ч. воины 205-й моторизованной дивизии 4-й армии Западного фронта.

БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ И ПАРТИЗАН


аг. Первомайская, на пересечении ул. Савчука и ул. Красноармейской

Братская могила находится на окраине деревни. Похоронено 67 воинов и партизан, которые погибли в 1941-1944 гг. в боях против немецко-фашистских захватчиков возле деревень Жичин и Первомайская.

КУРГАН СЛАВЫ, Д. ЗУБАЧИ

 

БРАТСКАЯ МОГИЛА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ, АГ. СЕЛЕЦ


д. Зубачи, урочище Бусловка


аг. Селец, ул. 1-го Мая

Урочище Бусловка размещено на стыке трех районов – Березовского, Пружанского и бывшего Ружанского, оно не было местом дислокации партизанских отрядов, но именно в Бусловке пересекались партизанские пути. Здесь, в тяжело доступных для гитлеровцев местах, народные мстители останавливались, идя на выполнение боевых заданий, здесь проходили встречи со связными партизанских отрядов.

В июле 1944 года до Бусловки подошли наступавшие на Селец со стороны Ружан и Пружан части Красной Армии. Фашисты, закрепившись на правом берегу Ясельды, обстреливали открытую заболоченную пойму реки. Советским воинам было нелегко преодолеть этот природный рубеж. Особенно было тяжело передвигаться технике. Но усилиями воинов 241-го и 544-го стрелкового полка 15 июля 1944 года фашисты были выбиты с занимаемых позиций. В итоге были освобождены несколько населенных пунктов Березовского района.

В этом бою погибло немало советских воинов. Позже их прах был перенесен в братскую могилу д. Селец. В 1956 году на братской могиле установлен памятник. На месте боя, на широкой песчаной поляне в урочище Бусловка, в 1971г. был насыпан пятнадцатиметровый курган, а на его вершине установлен десятиметровый штык из нержавеющей стали. У подножия кургана установлена мраморная доска с надписью: «Этот курган насыпан в память о советских воинах, погибших в бою с немецко-фашистскими захватчиками в июле 1944 года».

ВОИНСКОЕ КЛАДБИЩЕ


д. Шилин, на кладбище

Воинское кладбище в д. Шилин хорошо известно каждому жителю нашего района как святое место, где покоятся солдаты и офицеры, погибшие при освобождении нашего района от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944 года. На братской могиле воинов 174-го полка, павших при освобождении деревни Шилин в июле 1944 года, установлен обелиск с надписью: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».


Памятники археологии

На территории Березовского района находится 5 памятников археологии, внесенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

СТОЯНКА ПЕРИОДА МЕЗОЛИТА, РАННЕГО НЕОЛИТА

 

(9-5 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.), Д. ЗАРЕЧЬЕ


Стоянка Заречье – на левом берегу р. Ясельда, возле дороги Стригинь-Береза, на запад от деревни Заречье. С севера культурный пласт ограничен кладбищем, с юга и запада – лесом, с востока – дорогой. Стоянка выявлена В.Ф. Исаенко в 1963 году, исследована путем поверхностного сбора в 1964 г. На стоянке найдены артефакты эпохи мезолита и неолита, которые представлены предметами труда, изделий из кремния и фрагментами посуды.

СТОЯНКА ГОРБОВ-1 ПЕРИОДА НЕОЛИТА И БРОНЗОВОГО ВЕКА

 

(5-2-Е ТЫС. ДО Н.Э.) И

 

СТОЯНКА ГОРБОВ-2 ПЕРИОДА НЕОЛИТА

 

(5-3-Е ТЫС. ДО Н.Э.), Д. ЗДИТОВО


Стоянка горбов-1


Стоянка горбов-2

Стоянки размещены на песчаных возвышенностях между деревнями Здитово и бывшей д. Горбово. Археологические исследования стоянок начались с начала ХХ ст. При исследованиях были найдены артефакты каменного и бронзового веков, которые представлены предметами труда, изделиями из кремния и фрагментами посуды.

СТОЯНКА-1 ПЕРИОДА НЕОЛИТА (3-Е ТЫС. ДО Н.Э.) И

 

СТОЯНКА-2 ПЕРИОДА НЕОЛИТА (4-3-Е ТЫС. ДО Н.Э.), АГ. СПОРОВО


Стаянка Спорава 1


Стаянка Спорава 2

Стоянки размещены у берега оз. Споровское северная часть стоянки-1 примыкает к асфальтированной дороге, которая связывает д. Здитово и аг. Спорово. При исследованиях найдены каменные изделия и фрагменты из керамики. Раскопки не производились.


В Березовском районе 3 объекта нематериального наследия внесены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

БЫТОВОЙ ТАНЕЦ «СПОРОВСКАЯ ПОЛЬКА»


В 2014г. бытовой танец «Споровская полька» внесен в список нематериальных ценностей Республики Беларусь.

Танцевать Споровскую польку – это больше, чем вековая традиция деревни Спорово. Танец выделяется многофигурным характером, в котором команды подает один из танцующих мужчин, или кто-то из музыкантов. Команды идут в свободном порядке и в любой последовательности. Особенность Споровской польки в том, что в момент танца ноги почти что не отходят от пола. Все движения пар медленные, сдержанные, что не убавляет красоты танца. Умение танцевать Споровскую польку передается от поколения к поколению.

 ЩЕПОВАЯ ПТИЦА-ОБЕРЕГА


Технология изготовления щеповой птицы-оберега внесена в список нематериальных ценностей Республики Беларусь в 2016 г.

Традиционно щеповая птица использовалась для защиты от злых сил дома и, особенно, младенцев. Она закреплялась к потолочным балкам и витала в воздухе.

Птица напоминает стилизованное солнце. Развернутые крылья и хвост образуют круг. А в узорах на крыльях и хвосте распознаются традиционные белорусские узоры - ромбики.

Для изготовления используется свежая древесина липы, осины, ольхи. Первоначально чурка раскалывается на бруски по волокнам, а затем из одного вырезается туловище и хвост, а из другого – два крыла. Затем эти две детали скрепляются между собой в паз.

ТРАДИЦИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ РЫБЫ, СУШЕНОЙ В ПЕЧИ НА СОЛОМЕ, И БЛЮД НА ЕЕ ОСНОВЕ В ДЕРЕВНЯХ ЗДИТОВО, ПЕСКИ, СПОРОВО, ХРИСО БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА


4 сентября 2019 года на заседании Белорусской республиканской научно-методической рады по вопросам охраны историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь было принято решение о включении в перечень нематериального наследия традиции приготовления рыбы, сушёной в печке на соломе, и блюд на ее основе.

И в древности, и до сих пор запеченная в печи рыба, и блюда на ее основе, широко известны в семьях жителей агрогародков Спорово и Пески, деревень Здитово и Хрисо.

Сушеная рыба в печке на соломе является уникальным брендом агрогародка Спорово. Она умеренно соленая, ароматная, красивого золотистого цвета, долго сохраняет свои качества и используется для приготовления различных блюд.


Ознакомится с законодательством, рекомендациями и информационными листами по историко-культурному наследию можно на сайте Министерства культуры Республики Беларусь https://www.kultura.by/by/ikn-by/


 

Интернет-ресурсы

Полезные ссылки